Новости экономики - «Хабар» | Последние новости Казахстана, телепроекты
Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность

Новости экономики

Среда, 18 Октябрь 2017 17:00

Главный финансовый документ страны стал сегодня основной темой обсуждения на пленарном заседании в Мажилисе.

Отстаивать проект республиканского бюджета на ближайшие 3 года в Парламент пришли члены Правительства во главе с Премьер-Министром. Сколько и куда будет потрачено долго и напряженно решали министры вместе с депутатами и общественниками. Там же рассматривали и Налоговый кодекс.

Бахыт Султанов, министр финансов РК:

- Согласно основным параметрам республиканского бюджета, расходы на 2018 год составляют 9 триллионов 217 миллиардов тенге. К 2020 году эта сумма составит уже больше 10 триллионов тенге.

Львиная доля всех средств будет направлена на социалку. Только в 2018 году соцобеспечение, здравоохранение и образование - это почти половина от общего объема расходов. Но главный вопрос - как эти деньги распределяются.

Валихан Кайназаров, депутат Мажилиса Парламента РК:

- В проекте бюджета на 2018 год на строительство школ предусмотрено почти 40 млрд тенге. А бюджетная заявка была на 66 млрд тенге. При этом новые школы будут построены в Акмолинской, Карагандинской, Мангистауской областях, где потребность в школах значительно меньше, чем в густонаселенных Южно-Казахстанской и Актюбинской областях, а также в городах Алматы и Астана. Бюджетная заявка и необходимая проектно-сметная документация были представлены в Министерство финансов вовремя. Непонятно, по каким критериям распределяются средства из республиканского бюджета на строительство объектов образования в разрезе областей?

Ерлан Сагадиев, министр образования и науки РК:

- Первое - это дефицит ученических мест, второе - у нас есть программа по ликвидации аварийных школ. Третий фактор - ликвидация трехсменных школ.

Но в дискуссию включился главный финансист страны. По его словам, кроме всего прочего, денег на школы для всех попросту не хватает.

Бахыт Султанов, министр финансов РК:

- Бюджет в силу ограниченности ресурсов мы никогда не сможем покрывать все потребности по быстрым инвестициям.

Мажилисмены возмутились. Мол, о какой нехватке речь, когда в отчётах сплошные неосвоения. Спикер Мажилиса подчеркнул - средств в казне достаточно, просто распределять их нужно правильно и эффективно.

Другой вопрос, когда казахстанцы получат питьевую воду? Без водоснабжения живут примерно в 3000 поселков. Кто-то из депутатов отметил, с такими темпами блага цивилизации до сельчан дойдут только  через 43 года. Но о какой реальной работе может идти речь, если даже на бумаге сплошь несоответствия.

Михаил Чирков, депутат Мажилиса Парламента РК:

- Если посмотрим стратегический план Министерства сельского хозяйства на 2018-2020 годы, то целевой индикатор «обеспечение доступа населения республики к централизованному водоснабжению» в 2020 году должен быть исполнен на 100%. По данным стратегического плана Министерства инвестиций и развития, аналогичный индикатор планируется обеспечить лишь на 63%. Поясните, пожалуйста, почему такое несоответствие?

Женис Касымбек, министр по инвестициям и развитию РК:

- В программе развития регионов до 2020 года определены индикаторы 97% к 2020 году водоснабжения в городах и 63% в сельских населённых пунктах. В последующем утверждении в стратегическом плане до 2025 года эти показатели будут скорреспондированы.

К слову, сегодня был тот день, когда на резонные вопросы депутатов пришлось отвечать даже Премьер-Министру. Артур Платонов озадачен: объемы добычи нефти растут, а поступления в Нацфонд снижаются.

Артур Платонов, депутат Мажилиса Парламента РК:

- Ситуация текущего года характеризуется тем, что стоимость барреля нефти и курсы валют относительно стабильные, средняя цена нефти даже немного выше прогнозной. Бакытжан Абдирович, почему так получается? Ведь если увеличивается добыча нефти, цена на которую относительно стабильная, будем говорить откровенно - не провальная, и она, повторяю, выше прогнозной, то должны увеличиваться и отчисления в Национальный фонд. Объясните, пожалуйста, причины снижения поступлений в Национальный фонд от предприятий нефтяного сектора?

Дискуссии сегодня были достаточно жаркими. Депутаты отмечали расхождение плановых и фактических параметров бюджета. Опасения возникали о возможном риске недостижения конечного результата. Когда деньги есть, а программа не выполняется.

Азат Перуашев, депутат Мажилиса Парламента РК:

- Пока же, судя по ряду примеров, Правительство идет вдогонку за событиями, вместо того чтобы опережать их. Так происходит и с подготовкой к зиме, и с обеспечением углем, бензином, и с защитой отечественных производителей. Что касается последнего, то недавние проверки товаров из Кыргызстана выявили, что значительная часть товаров ввозится по серым схемам, без подтверждения их происхождения и безопасности. И это проблема не сегодняшнего дня. Фракция «Ақ жол» на протяжении многих лет настойчиво требует навести порядок в сфере безопасности продукции и пресечь каналы недобросовестного импорта. Однако ни Правительство, ни уполномоченные органы в Минфине, ни таможенная служба до сих пор не реагировали должным образом.

Владислав Косарев, депутат Мажилиса Парламента РК:

- Коммунисты поддерживают принятые Главой государства меры по ответственности первых руководителей. Найти надо решения проблем. Мы думаем, что регулирование цен и их снижение приведет к доверию и уважению населения к Правительству. А постоянный контроль - это пассивная позиция. Она может вызвать недоверие. Глава государства дал вам эти полномочия. Теперь о самостоятельном принятии госпрограмм в решении оперативных вопросов. Парламент вам в этом помогает, вы это видите. Даже сегодня. Что же мы наблюдаем сейчас. Правительство штурмовыми методами латает дыры, такие как контрабанда на кыргызско-казахстанской границе, паводки весной этого года. Мы надеемся, с учетом новых возможностей в арсенале Правительства вы сможете правильно организовать эффективную работу по управлению экономикой.

После продолжительных дискуссий проект трёхлетнего бюджета был принят. Замечания депутатов учтены. Спикер Мажилиса при этом отметил: использовать бюджетные деньги нужно в полном объеме и главное эффективно.

Нурлан Нигматулин, председатель Мажилиса Парламента РК:

- Одобренный нами проект трехлетнего бюджета носит сбалансированный характер и в целом решает те задачи, которые Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев поставил в своем Послании народу Казахстана. Необходимо также отметить, что депутатский корпус при работе над проектом бюджета преследовал цель повысить эффективность бюджетных расходов при неукоснительном соблюдении приоритетов стратегического курса Главы государства и выполнении всех государственных программ.

Отметим, тандем Мажилиса и Правительства смог изыскать дополнительно 22 млрд тенге. Их направят на возведение школ, сейсмоукрепление объектов здравоохранения, реконструкцию автодорог, развитие системы водоснабжения и водоотведения. Но насколько эффективно будут использованы деньги, как того требуют депутаты, можно будет сказать уже в следующем году.

Авторы: Ирина Камышова, Канат Абильдин

Среда, 18 Октябрь 2017 09:42

«Серый» реэкспорт из Кыргызстана способен парализовать работу целых отраслей.

Из-за некачественных товаров, ввозимых через Кыргызстан из Китая или произведенных в самом Кыргызстане, без работы могут остаться представители казахстанского легпрома. Сегодня их силами в республике удалось наладить производство качественного товара. Но «серый» импорт оказывает большое давление на отрасль.

Евгения Бутыч, управляющий директор предприятия:

- Мы не считаем Кыргызстан конкурентами. Мы, действительно, посмотрели за эти годы, что спрос есть на нашу одежду. Среди людей мы определенную нишу свою заняли. Мы рассчитываем на тех клиентов, которые для своих детей хотят лучшего.

Вторник, 17 Октябрь 2017 21:49

100 миллиардов тенге ежегодно теряют страны ЕАЭС из-за кыргызстанского «серого импорта». Такую цифру сегодня озвучил министр финансов Казахстана Бахыт Султанов.

Потери Казахстана - около 20 миллиардов тенге. На эти средства можно построить 40 школ и детских садов подсчитал глава минфина, отметив, что проблема «серого импорта» существует давно, но с присоединением к Союзу Кыргызстана она значительно усугубилась в связи с более низким уровнем таможенного контроля у соседей.

Бахыт Султанов, министр финансов РК 

- Об этом говорят сами цифры, если взять таможенную статистику за 2016 год, по данным кыргызской статистики, импорт составил из Китайской Народной Республики порядка 1,5 миллиардов долларов. В то же время, по данным китайкой статистики, 5,6 миллиардов долларов. То есть более 4 миллиардов тенге расхождения, то есть, если считать это результатом занижения таможенной стоимости при импорте, то здесь не трудно посчитать, что если средняя ставка сегодня 7,5 процентов - это 100 миллиардов тенге ущерб прямой, прямая недоплата только пошлин.

Согласно информации комитета госдоходов министерства финансов, «переток» импорта китайских товаров из Казахстана в Кыргызстан продолжает расти. В этом году импорт из КНР в Кыргызстан по сравнению с прошлым увеличился на 42 процента. 

Ардак Тенгебаев, председатель КГД МФ РК 

- Установлено, что таможенная стоимость в Кыргызстане значительно занижена по сравнению с нашей страной - в 2 и более раза. Есть отдельные случаи, когда разница в стоимости товаров составляет 1000 и более процентов. К примеру, таможенная стоимость одной и той же рубашки в РК составляет 5,45 долларов США за штуку, а в Кыргызстане - 0,44 доллара США за одну рубашку. Мы это связываем с более жестким администрированием таможенной стоимости товаров в Казахстане и недостаточным контролем таможенной стоимости и декларирования со стороны таможенных органов Кыргызской Республики.

Популярные новости

Последние новости

Календарь

Соцсети

  1. TW
  2. FB
  3. BK

Приложение Хабар для iOS Приложение Хабар для Андроид

Хабар 24 Телеканал Kazakh TV  Телеканал ЕЛАРНА

яндекс.ћетрика

 Тумар EXPO 2017 Акорда Электронное правительство Казахстана

© 2017 Агентство «Хабар». Все права защищены.