Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность

Новости культуры

В театре «Астана Опера» готовятся к выходу оперы «Кармен»

    Понедельник, 13 ноября 2017 23:14

«Астана Опера» в преддверии новой большой премьеры.

В эту пятницу на главной казахстанской сцене впервые представят оперу «Кармен» Жоржа Бизе. В самом театре намерены сделать эту постановку вершиной всех ранее показанных спектаклей «Кармен». В том, что премьеру ожидает огромный успех, сомневаться не приходится.

Жорж Бизе, создатель оперы «Кармен», никогда не был в Испании. Но то, с какой глубиной и страстью, подлинно южной, пронизанной, как сама Севилья, солнцем и жизнью, переданы им эти знаменитые испанские мотивы, поражает до сих пор. Он писал ее своими слезами и кровью, он вырвал свое сердце и оставил его нам, трепещущее, сверкающее и поющее, скажет больше столетия назад о главном творении Бизе выдающийся оперный критик Альфред Брюно. Творении, в котором главная героиня погибает от рук любимого, унося с собой жизнь и самого Бизе, скончавшегося спустя три месяца после неудачной премьеры во французском театре «Опера Комик».

Алан Бурибаев, главный дирижер театра «Астана Опера», Заслуженный деятель РК:
- Поставить такую оперу, как «Кармен», и не только «Кармен», вообще произведение музыкального театра, а это произведение такое синкретическое, сочетающее в себе несколько жанров, это все, понимаете, должно быть на самом высшем уровне. Ну нельзя, не вспотев, что-то сделать. Хорошо я имею в виду. Не вспотев, будет плохо. Или средне.

Главный дирижер театра «Астана Опера» Алан Бурибаев, как и музыканты оркестра, средне или плохо делать попросту не умеют. Репетициям они отдают все свои силы. Только так, оттачивая по крупицам каждый миллиметр написанной Бизе великой партитуры, и можно создать триумфальную «Кармен».

К постановке Бизе музыканты подходят очень бережно. Это будет самая аутентичная «Кармен», такая, какой и написал ее в далеком 1875 французский композитор. Классической постановка будет и чисто визуально. Костюмы для оперы уже готовы - их около 400. При создании нарядов применялся крой середины 19 века, даже карманы во фраках или пальто шили не «обманки», как принято обычно в театрах, а настоящие.

Франка Скуарчапино, художник по костюмам (Италия):
- «Кармен» - это вымышленный персонаж, не настоящая персона, она была создана писателем Проспером Мериме в его одноименной новелле, поэтому я, скорее, угадывала, когда создавала эти костюмы, брала их из той эпохи.

Поражают своими масштабами и достоверностью богатые декорации, некоторые высотой до 12 метров. Эти массивные конструкции в ходе спектакля будут меняться силами десятков рабочих. И все это незаметно для зрителя, чтобы он ни на миг не забывал о том, что находится в жаркой Севилье, городе с прохладным фонтаном на одной из площадей, в котором страстная цыганка Кармен будет исполнять свою знаменитую Хабанеру.

Лоренцо Амато, режиссер-постановщик оперы «Кармен»:

- Знаменитую Хабанеру главная героиня может петь на улице, на лестнице, на мешке, в общем, где угодно. Я решил, что она будет петь в фонтане. Ведь главная ценность Кармен - это свобода, для меня же символ свободы - это вода. Поэтому Кармен у нас поет в воде, что не мешает этой сцене быть и достаточно скандальной.

Хабанера - это то, что остается в памяти надолго, мелодия, влюбляющая в себя навеки. Когда Кармен поет ее, она откровенно предупреждает, что ее любовь - опасное дело.

Дина Хамзина, которая исполнит на премьере партию свободолюбивой Кармен, уже была в этом образе. Сейчас ее героиня кажется ей более мудрой, более цельной натурой, в которую сложно не влюбиться.

Дина Хамзина, исполнительница партии Кармен, Заслуженный деятель Казахстана:

- Дело не в красоте, она в какой-то мере такая дикая, она вот страстная, и мне кажется, в какой-то мере она как ребенок. Она увидит что-то такое красивое, ах! Все, она влюбляется, а потом что-то другое, о, это еще лучше. Она видит все прекрасное вокруг.

Жорж Бизе, так и не увидевший триумфа своей неповторимой «Кармен», создал целое полотно о жизни и смерти, о любви и неистовстве чувств, о женщине, которая любила свободу больше, чем саму жизнь, и которая ушла непокоренной никем, полная страсти и благородства.

Авторы: Назия Туякова, Санжар Жартиев и Мейрамбек Ахмаханов

В Актюбинской области отпраздновали 350-летие со дня рождения Есет батыра

    Понедельник, 13 ноября 2017 22:56

В Актюбинской области с размахом отпраздновали 350-летие со дня рождения Есет батыра.

В посёлке Бестамак провели народные гуляния, где для гостей накрыли праздничный дастархан в 30 юртах.

Актюбинская земля - родина отважных батыров. Есет Көкіұлы из рода «тама» вошёл в историю, как неутомимый борец за независимость своего народа против джунгарских захватчиков и внёс вклад в объединение трех жузов. Потомки со всей страны съехались в Бестамак, чтобы отметить 350-летие со дня рождения легендарного прадеда.

Жолдыгали Нурашев, потомок Есет батыра:

- Мы прямые потомки Есет батыра в девятом поколении. Наш знаменитый прадед был ближайшим соратником хана Младшего жуза Абулхаира, выступал за развитие экономики и культуры региона.

Театрализованное представление развернулось у монумента Есет батыру. Бронзовую статую установили на деньги меценатов. На открытии памятника присутствовали первые руководители области и города.    

Бердыбек Сапарбаев, аким Актюбинской области:

- Этот год особенный для нашей страны. Глава государства назвал его годом духовного возрождения. Такие мероприятия необходимо проводить в рамках программы «Рухани жаңғыру». Подрастающее поколение должно достойно чтить память великих предков.

В честь юбилея устроили конные состязания, игры по национальным видам спорта и айтыс акынов.

Авторы: Жанна Аман, Лейла Ауесова, Айнадин Молдабеков

Список сакральных мест Атырауской области пополнят новые объекты

    Понедельник, 13 ноября 2017 21:19

В него войдут археологический комплекс эпохи сарматов «Иманкара» и соленое озеро «Тузды кол», с которым связано много легенд.

Ранее на сакральной карте региона отметили древние городища Сарайшык, Актобе-Лаэти, мавзолей Махамбета и комплекс мечетей Бекет-Ата.

Берик Абдыгалиулы, руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан»:

- Мы должны знать не только 19 век и средневековье. Здесь должна быть и история с древнейших времен. Основная задача у нас - не свод памятников, а духовные ценности. Это целостность нашей истории с древнейших времен до современности.