Новый антирекорд. Около 30 тысяч компаний в Казахстане были ликвидированы за прошлый год. Почти половина из них закрылась в последнем, четвертом квартале. И практически все они – представители микро- и малого бизнеса. Что послужило причиной и какие препоны мешают развития бизнеса в стране? Десятки видов налогов вынуждены платить отечественные производители. В итоге такой нагрузки бизнес просто не выдерживает, возмущен восточноказахстанец Алмас Сетербаев. На днях он закрыл единственное в регионе предприятие по выпуску медовухи. Без работы остались 12 человек. В собственное дело он вложил больше 400 миллионов тенге. Но вместо прибыли – остались лишь долги. По его словам, еще до начала производства они обязаны были оплачивать сразу 2 вида налога. Не считая других. Сейчас на казахстанца вышли крупные компании из Китая, Кыргызстана и Узбекистана. И предлагают передислоцировать предприятие. Алмас Сетербаев, предприниматель: - Мне предложили открыть своё производство в Кыргызстане или Китае. В Поднебесной готовы дать землю под завод. Обещают максимальную поддержку. Но если бы у нас были такие условия, как в этих государствах, мы бы развивали отечественное производство. В том же Узбекистане предприятия, выпускающие вина, приравнены к сельхозпроизводителям. Потому что перерабатывают агропродукцию. И у них нет таких налогов и акцизов! Подобные размышления посещают и Айгерим Буданову из Астаны. Несколько месяцев назад женщина решила открыть собственную овощную лавку. Многодетная мать рассчитывала на небольшой, но стабильный доход. А в итоге оказалась в еще бОльшей долговой яме. Айгерим Буданова, предприниматель: - Думала, начну работать, смогу закрыть кредиты, были огромные планы. А получается так, что я работаю только на налоги. Думаю, как теперь собрать эту сумму, это неподъемно для меня. Придется бросить свое дело и закрыть ИП. Всего же в прошлом году в Астане закрылись около четырех тысяч субъектов бизнеса. В основном все они из сферы торговли и услуг. Но в палате предпринимателей отмечают, такие показатели еще не повод для беспокойства. Для столицы это типичная ситуация, и уже в январе их места заняли новые предприниматели. Адильхан Ажибаев, начальник отдела Палаты предпринимателей г. Астаны: - Это процесс естественный. Закрываются фирмы однодневки, компании, у которых не получилось реализовать свой бизнес. Прежде, чем открывать свой бизнес нужно анализировать рынок, составить грамотный бизнес-план. Тот бизнес, который развит, уже работает, они подстраиваются под тенденции рынка, они уже не закрываются. К слову, именно на мегаполисы приходится основная доля ликвидированных субъектов бизнеса. За состоянием делового климата следят в Нацбанке. Раз в квартал эксперты проводят мониторинг предприятий, опрашивают их на предмет факторов, сдерживающих развитие. Так, по-прежнему, основным препятствием предприниматели считают состояние экономики. Об этом заявили больше трети опрошенных. Примерно столько же считают, что деятельности мешает конкуренция и уровень налогов. Также в списке такие причины, как нехватка кадров, поиск покупателей, изменения банковской политики и недоступность кредитов. Асан Ахметжан, пресс-секретарь Национального банка РК: - Есть несколько постоянных индикаторов. Это изменение спроса на готовую продукцию предприятий, изменение цен на сырье и материалы, доступность кредитных ресурсов, влияние курсов валют. В опросе за 4 квартал 2023 года приняло участие более трех тысяч предприятий. Еще одним сдерживающим фактором эксперты считают налог на добавленную стоимость. Отечественным предпринимателям просто невыгодно расширяться. В случае, если оборот превысит 70 млн тенге, им придется оплачивать НДС. К тому же, с прошлого года обсуждался вопрос повышения ставки с 12 до 16%. Но по поручению Президента, размер налога остался прежним. Аскар Кисиков, экономист: - Многие бизнесмены бояться НДС. Этот порог заставляет бизнесменов занижать обороты, уклоняться, дробиться. Также, когда бизнес растет, переходит в категорию среднего или крупного, он лишается многих мер поддержки, административная ответственность на него выше. Соответственно созданы такие условия, что предпринимателям лучше оставаться в сфере микро- и малого. Пока же количество ликвидированных предприятий в стране установило антирекорд. Более 27 тысяч компаний по итогам прошлого года объявили о своем закрытии. Основной удар как раз пришелся на микро- и малый бизнес. Это сферы торговли, ремонта авто и строительства. Авторы: Алина Бржанова, Анель Есенбердина, Азамат Саметов