История Агентства
Становление независимого Казахстана и Агентства «Хабар» началось практически одновременно. 20 мая 1994 года в структуре республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» на базе информационной службы Казахского ТВ в городе Алматы было создано Национальное телевизионное информационное агентство «Хабар». Именно тогда под брендом «Хабар» вышел первый выпуск новостей.
23 октября 1995 года постановлением правительства было создано республиканское государственное предприятие «Агентство «Хабар». За РГП «Агентство «Хабар» было закреплено вещательное время на телевизионном канале «Казахстан-1». Среднесуточный объем вещания составил 4,9 часа.
С 27 января 1997 года телеканал «Хабар» начал выходить в эфир на собственной частоте. 14 часов вещания в сутки наполнялись программами различных жанров, причем уже на начальном этапе «Хабар» стремился к увеличению собственного производства. На тот момент оно уже достигало 35% от общего вещания. Приоритет отдавался новостям.
Зрительской аудиторией программ канала «Хабар» стало население не только республики, но и прилегающих к Казахстану регионов Российской Федерации, Китая и ряда стран Средней Азии.
По мере развития агентства «Хабар» установились и партнерские отношения с зарубежными информационными агентствами. По системе спутниковой связи телеканал оперативно получал зарубежные новости от крупных зарубежных информационных агентств, такие как WTN, CNN, Reuter.
В 1998 году агентство «Хабар» было реорганизовано в закрытое акционерное общество со 100-процентным участием государства в его уставном капитале. В это же время было создано Центральное бюро ЗАО «Агентство «Хабар» в городе Астана в форме филиала. В 2003 году Агентство «Хабар» было перерегистрировано в АО Агентство «Хабар».
С первых дней оперативность подачи информации стала одним из главных приоритетов новостей «Хабара». Задача формирования корреспондентской сети – на начальном этапе в регионах и уже позже за рубежом – стояла сразу после создания агентства.
Подбор лучших в регионах журналистов, техническое обеспечение корреспондентских пунктов и организация способов передачи информации, прежде всего, легли на плечи Р.С. Ахметовой и З.А. Нурмурат, редакторов корреспондентской сети. И уже к концу 1996 года было сформировано 3 корреспондентских пункта – в Акмоле, Караганде и Семее. В 1999 году была создана самая крупная корреспондентская сеть по стране – 14 корреспондентских пунктов в регионах. Позже были открыты корреспондентские пункты в странах СНГ и за рубежом.
Информационная служба первой начала вещать в формате breaking news, и в режиме нон-стоп в те годы из казахстанских каналов транслировал только «Хабар». Телемост с космической станцией «Мир» вошел в историю телеканала как самое яркое и запоминающееся событие.
Постепенно агентство расширяло жанровый диапазон, и в эфире начали появляться не только информационные программы, но и телепередачи о культуре, познавательное развлекательные проекты, ток-шоу, музыкальные концерты.
Первыми в 1995 году появились такие программы, как «Хабар-әскер», «Я – налогоплательщик», «Парламентская неделя», «Еркем-ай», «Майдан», «Сәлем: Қазақстан!», «ЭКОС» и другие. Всего за три первых года работы было выпущено около 30 проектов. Многие из них зритель помнит до сих пор.
В 1996 году впервые в истории развития казахстанского телевидения агентство «Хабар» начало свою работу над созданием сериала собственного производства под названием «Перекресток». В течение пяти лет телезрители были прикованы к экранам телевизоров, наблюдая за жизнью полюбившихся героев. Съемки продолжались четыре года. За весь производственный период было отснято и выдано в эфир 465 серий. В 1998 году сериал был признан лучшим по версии медиафорума стран СНГ, имел невероятные рейтинги, и по сей день ни один казахстанский сериал не превзошел «Перекресток» по популярности и длительности показа.
«Хабар» первым на территории Казахстана начал демонстрировать телезрителю лицензионные художественные и документальные фильмы, телесериалы, мультфильмы.
Чуть позже, в начале 2000-х, в эфире «Хабара» появились такие программы, как «Хабар-ньюс», «Бизнес-Хабар», «Хабар-жер» и др., более 43 новых проектов. Именно в тот период в сетку вещания стали все больше включаться развлекательные проекты, такие как «Алтыбақан», «Кулинарное шоу» и тд. Было также немало экономических, финансовых программ («Романсы о финансах», «Все о налогах»).
2001 год можно охарактеризовать как время активного выхода развлекательных, образовательных и познавательных ток-шоу, программ прямого эфира в формате интервью. Это «Лидер ХХІ века», «Бетпе-бет» и др. Многие из них шли в эфире десятилетиями.
С 2003 года и далее начался буквально расцвет телеканала. В эфир выходило уже более 50 собственных проектов. Многие из них приносили высокие рейтинги. Вся страна ждала и смотрела такие проекты «Нысана», «Азамат», «Идем на футбол», «Бармысың, бауырым» и другие проекты.
Все последующие годы телеканал совершенствовал свою сетку вещания, вводя новые проекты. В 2010-2013 годах были запущены мегапроекты с применением самых сложных технических и творческих затрат. Например, шоу «Чемпион», в реализации которого принимала участие огромная команда профессионалов. На боксерском ринге были только звезды шоу-бизнеса. Также проект «ХабарStars», в котором были удачно переплетены и юмор, и эстрада. Тенденция улучшения программ продолжилась. На смену «Дудар-ай», «ХабарStars» пришли «Жігіттің сұлтаны», «Аймақтар аламаны», «Жұлдызды дода» и другие проекты.
В 2010 году Агентство «Хабар» после длительного перерыва вернулось к производству собственных сериалов. В 2011 году агентство разместило в эфире 3 собственных сериала: «К вам едет доктор Ахметова», «Алдар Көсе», «Асель, друзья и подруги». В 2012 году зрителям было представлено уже 7 сериалов: «Жаным», «Подружки», «Ғашық жүрек», «Тікелей эфир», «25-й километр», «Агент Z», «Асель, друзья и подруги-2».
В 2014 году вышло в эфир 6 сериалов, среди них «Перекресток в Астане», «Пәленшеевтер», «Әр үйдің сыры басқа», «Кеңесшілер», «Махаббатым жүрегімде», «Сүрбойдақ» и сериалы в жанре biopic, «Бауыржан Момышұлы», «Күләш».
28 лет творческой работы принесли Агентству многократные государственные, международные и профессиональные награды. Творческие работы журналистов Агентства номинировались на престижную телевизионную премию EMMY, «Золотой глагол» в России. Есть и победы в конкурсах Евразийской Академии телевидения и радио (Россия), медаль «Петра Великого» за весомый вклад в развитие информационно-культурного пространства Евразии. Высших международных профессиональных наград были удостоены сотрудники спортивной редакции. Одна из молодежных программ «Город будущего» на международном фестивале в Японии вошла в десятку лучших программ мира.
На международном фестивале в Севастополе лауреатом стала историческая лента, снятая по инициативе Агентства «Хабар», – «Бауыржан Момышулы». В 2019 году снятый по заказу Агентства «Хабар» сериал «Шестой пост» получил премию «ТЭФИ – Содружество». Также, в феврале 2020 года документальные фильмы «Цена покоя. Запад» и «Цена покоя. Север», а также фильм «Парящий под солнцем» стали финалистами IX телевизионной Национальной Премии «Страна» в номинации «Большая страна». Исторический сериал «Полигон» телеканала «Хабар» о Семипалатинском ядерном полигоне стал победителем в номинации «Лучший телевизионный мини-сериал» Московского Российского Международного Кинофестиваля 2022.
Вместе с тем, Агентство активно ведет работу с международными организациями, является полноправным членом Азиатско-Тихоокеанского Вещательного Союза (ABU) и ассоциированным членом Европейского Вещательного Союза (EBU), что дает возможность участвовать на ежегодной основе в различных конкурсах, тренингах, творческих проектах и т.д. С 2018 года Агентство принимает участие в песенном конкурсе Junior Eurovision («Детское Евровидение»), где первой участницей от Казахстана была юная исполнительница – Данелия Тулешова (6 место). В 2019 году по результатам общего голосования представитель Казахстана – Ержан Максим – был удостоен почетного 2 места. В 2020 году на Junior Eurovision от Казахстана выступила Каракат Башанова и заняла 2 место. В 2021 году Казахстан представляли Бекнур Жанибекулы и Алинур Хамзин, занявшие общее 8 место из 19 стран-участниц (г. Париж, Франция). В 2022 г. в международном Конкурсе Казахстан представил Давид Чарлин с песней «Жер-Ана». По результатам голосования национальных судей стран-участниц Конкурса, а так же онлайн голосования телезрителей мира, представитель нашей страны занял 15 место в общем зачете участников из 16 стран Европы.
Тем временем, членство в Азиатско-тихоокеанском вещательном союзе (ABU) так же дает Агентству возможность участвовать на ежегодной основе в различных конкурсах, тренингах, творческих проектах и т.д. Агентство продолжило свое участие в международных творческих конкурсах, как «ABU Prizes 2022» и «ABU Song Festival» 2022 года. В 2022 г. Агентство пригласило Мади Сыздыкова принять участие в «ABU Song Festival» 2022 г. в Нью-Дели, где Мади Сыздыков был отмечен почетным сертификатом, а Агентству вручена статуэтка Фестиваля.
В 2023 году впервые при поддержке Министерства информации и общественного развития РК прошла Премия отечественных сериалов «Наурыз-2023», в котором сериал «Келінжан» был признан лучшим в нескольких номинациях.
За свою историю Агентство «Хабар» завоевало право называться самым надежным провайдером информационной политики, проводником политических, социально-культурных ценностей и традиций.
Сегодня «Хабар» – это «телесемейство» трех каналов, вещающих на казахском и русском языках: «Хабар», круглосуточный информационный телеканал «24KZ» и развлекательно-познавательный канал «El arna».
Орган управления – Совет директоров, в составе которого 7 членов, 3 из которых являются независимыми директорами. Исполнительный орган – Правление.
Среднесуточное вещание: «Хабар» – 20 часов, «24KZ» – 24 часа спутниковое вещание, «El arna» – 24 часа.
Нас можно смотреть в любом уголке Казахстана, охват телеаудитории в спутниковом вещании – 100%, в ЦЭТВ – 93.14%. Агентство имеет развитую корреспондентскую сеть в регионах страны и в ближнем и дальнем зарубежье. Агентство имеет развитую корреспондентскую сеть в регионах страны и в ближнем и дальнем зарубежье с представительствами в США, России, Бельгии, Южной Корее, Китае, Германии, Узбекистане, Франции, Турции.
Эфирные сетки вещания каналов включают новости, сериалы, художественные, документальные фильмы и программы, которые могут удовлетворить запросы самой взыскательной аудитории. Не менее 50% среднесуточного вещания осуществляется на государственном языке.