Увеличение количества обращений, связанных с нарушением прав потребителей, наблюдается в Казахстане. Только в прошлом году в профильный Комитет Минторговли поступило 60 тысяч жалоб. В то время как в 2023-м было зарегистрировано чуть больше 50 тысяч обращений. Такие данные привели на специальном форуме в Астане. Как отметили представители ведомства, больше 20% казахстанцев жалуются на качество товара, приобретенного на маркет-плейсах. Поэтому были разработаны поправки в соответствующий закон, которые направлены на усиление защиты прав потребителей в онлайн-торговле. В частности, электронные площадки намерены приравнять к торговым объектам. Также планируется ввести институт омбудсмена, упростить порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров, распространить базовые принципы закона на все сферы услуг, кроме финансовых. Кроме того, предлагается исключить из числа невозвратных товаров медицинские изделия, абонентские устройства сотовой связи, а также снять 100 процентную невозвратность на приобретение авиабилетов и туристическое обслуживание. Напомним, законопроект сейчас находится на рассмотрении депутатов Мажилиса Парламента, в сентябре его одобрили в первом чтении.
Серик Кусаинов, заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей МТИ РК:
- Ежегодный рост обращений на нарушение прав потребителей наблюдается. Казахстанцы в основном жалуются, если статистику поднять более 35% это розничная торговля. Чуть более 23% на электронную торговлю. На сферу ЖКХ много жалоб, на сферу связи, авиаперевозок, туристских услуг, мед услуг, жалоб много. В будущем, если закон подпишут, то наш закон сможет защищать права потребителей практически на все виды услугу, кроме финансовых.