Популяризация отечественного кино и народного ремесленничества, разработка компьютерных игр, продвижение отечественных дизайнеров - вопросы развития креативных индустрий и цифровизации сфер культуры и искусства рассмотрели на очередном заседании Правительства. Как оказалось, кинопроизводство остро нуждается в режиссерах и операторах. Проблем хватает и в других отраслях.
Больше 143 тыс. человек работают в сфере креативной индустрии в Казахстане. В большинстве своем это народные ремесленники,- занимаются этим промыслом порядка 13 тысяч человек. А также сотрудники музеев и библиотек, архитекторы и дизайнеры, IT-специлисты, аниматоры, кинорежиссёры и многие другие. Всего 45,5 тыс. субъектов, больше половины из которых находятся в Алматы и Астане, 70% составляют ИП. Для их поддержки создадут фонд развития креативной индустрии. Об этом на заседании Правительства сообщила министр культуры и информации Аида Балаева.
Аида Балаева, министр культуры и информации РК:
- Юридическим лицом, оказывающим содействие развитию креативных индустрий, станет Фонд развития креативной индустрии. Он будет осуществлять деятельность по 4 направлениям: это выявление талантов, т.е. организация конкурсов, мобильных продюсерских центров, развитие проектов и их финансирование, сети хабов, организация постоянных арт-площадок, привлечение инвестиций, а также выход на зарубежную аудиторию.
Содействие экспорту казахстанской творческой продукции должно стать основной целью фонда, отметил и глава Кабмина, поручив завершить работы до 1 июля. К слову, казахстанские сериалы набирают высокие рейтинги на ТВ и многомиллионные просмотры в интернет пространстве, покоряя зарубежных зрителей. Востребовано и отечественное кино - в прокат в прошлом году вышло 107 казахстанских фильмов.
Роза Сатканова, корреспондент:
- Казахстанцы стали больше смотреть отечественное кино. В прошлом году казахстанские фильмы собрали в кинотеатрах больше 22 млрд тенге. В топе 20 самых кассовых фильмов 70% отечественного производства. При этом ещё пару лет назад львиную долю собирало у нас иностранное кино. Но в то же время в приоритете должно быть не количество, а качество. Об этом говорил и Президент страны на прошедшем заседании национального курултая. Иными словами, нам нужно кино не только развлекательного жанра или экшн, а хорошее, качественное, заставляющее думать.
Олжас Бектенов, Премьер-министр РК:
- В прошлом году выпуск казахстанских кинокартин вырос на 58%. Сборы от иностранных и отечественных картин примерно уравнялись. Это свидетельствует о растущем интересе зрителей к национальному контенту. Глава государства поручил уделять особое внимание снимаемым фильмам и сериалам, а не количеству и максимальной прибыли от проектов.
Потенциал киноиндустрии большой, однако используется не полностью, высказался Олжас Бектенов. Не хватает квалифицированных кадров. Сфера остро нуждается в профессиональных сценаристах, режиссерах, операторах, продюсерах и даже гримерах. Продюсеры предлагают организовать образовательные программы с участием международных экспертов.
Александр Аксютиц, генеральный директор продюсерского центра:
- Казахстанский контент уже покупают Россия, Кыргызстан, Ирландия, Германия, Азербайджан, Турция, Индия, Южная Корея, Великобритания и Узбекистан. И количество заявок со стороны наших иностранных партнеров на создание в Казахстане оригинальных сериалов по их заказу неуклонно растет. Однако сложилась парадоксальная ситуация: своими силами мы пока не справляемся и спрос на казахстанский контент сейчас выше, чем мы в силах произвести. У нас очень много талантов, но им не хватает базовых знаний и навыков. И это тормозит всю отрасль.
В целом, с 2019 года креативная экономика в нашей стране выросла более чем в 3 раза. Однако вклад креативной индустрии в ВВП страны все еще остается на низком уровне - порядка 1%. Чтобы сфера приносила больше прибыли, необходимо внедрить точечные меры государственной поддержки творческих проектов, создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Также поручено создать креативные хабы в ряде областей. Сейчас открыты 12 креативных хабов. Именно они должны стать главной инфраструктурой в регионах по развитию креативной индустрии.
Авторы: Роза Сатканова, Айбын Кусанбеков.