C сегодняшнего дня в Казахстане вводится новая рейтинговая система автострахования. Теперь стоимость страхового полиса для владельцев автомобилей будет зависеть не только от того, являются ли они виновниками ДТП, но и от количества допущенных нарушений правил дорожного движения. Рейтинговая система автострахования применяется во многих странах мира. Ее сверхзадача – стимулировать граждан к аккуратному вождению и тем самым снижению аварийности на дорогах.
Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности в сфере автомобильного транспорта сегодня считается самым массовым в нашей стране. Более 6-ти миллионов граждан имеют водительские удостоверения. Из них почти 95% ежегодно покупают страховые полисы. При этом каждый месяц на территории Казахстана происходит до 10-ти тысяч ДТП. Теперь в действующую систему автострахования внесены поправки, целью которых является снижение аварийности на дорогах.
Серикбосын Толебеков, заместитель директора департамента Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка:
– Учитываются не только ДТП, но и грубые нарушения правил дорожного движения, которые совершил водитель. Если в период действия страхового полиса водитель совершит три и более правонарушения - таких как превышение скорости более чем на 40 км/ч, выезд на полосу встречного движения, создание аварийной ситуации и другие, то класс bonus-miles виновника ДТП будет понижен на одну категорию по сравнению с тем, если бы он не нарушал ПДД.
Поправки касаются так называемого bonus-miles. Выражаясь простым языком – это актив водителя, его послужной список. Bonus-miles подразделяется на классы. Ранее, самым высоким считался 13-класс, который, по данным статистики, имеют 40% автовладельцев. Это класс с минимальной страховой премией и минимальными рисками. Главным критерием считалась безаварийная езда в течение 10-ти лет. Такие водители платили за страховой полис наименьшую сумму от базового тарифа.
Азамат Керимбаев, заместитель председателя страховой компании:
– Теперь же с 7-го апреля количество классов bonus-miles увеличивается до 18-ти. Появляется класс bonus-miles M2, M1 и класс A. теперь с 7-го апреля купившим впервые страховой полис или молодым водителям, которые впервые получили водительские права будет присваиваться не класс bonus-miles M3, а класс bonus-miles A. Соответственно, у него коэффициент составляет не 1, а 1,8. Т.е. теперь молодые водители будет платить относительно базовой ставки на 80% дороже, чем это было до 7-го апреля 2025-го года.
Самый низкий класс bonus-miles по новой системе считается M2. Его получат те, кто не только является виновником ДТП, но и регулярно нарушает правила. Для таких граждан нагрузка от базового тарифа составит почти 350%. Таким образом, неаккуратный водитель будет платить за страховой полис в 8-9 раз больше. Для тех граждан, которые оказываются за рулём в состоянии алкогольного опьянения, класс автоматически понижается до M2.
Сергей Уткин, юрист:
– В общем, логичные конечно, поправки, потому что они прямо направлены на то, чтобы стимулировать водителей не совершать ДТП, и еще, дополнительно – не нарушать правила дорожного движения.
Еще одним новшеством является то, что теперь каждая страховая компания будет проводить детальный клиентский анализ, на основе базы данных государственного Кредитного бюро. Она пополняется с 2007-го года. Самые аккуратные автовладельцы могут рассчитывать на существенные скидки от той или иной страховой компании. Главное для них – не быть виновником ДТП в течение 5-ти лет и не нарушать правила дорожного движения.
Авторы: Григорий Беденко, Султан Бейсекенов, Кенже Амраев.