В это время в восточной части Казахстана в этом году планируют завершить один из самых затянувшихся дорожных долгостроев. Речь идёт о реконструкции трассы в обход Осиновского перевала. Уже девятый год жители ждут, когда же в направлении Усть-Каменогорск-Алтай-Рахмановские ключи движение станет более безопасным. Сейчас рабочие приступили к самому ответственному моменту в проекте - строительству уникального моста.
Трасса Усть-Каменогорск-Алтай-Рахмановские ключи считается одной из самых опасных не только в регионе, но и в стране. Всё дело – в крутых серпантинах, где ежегодно происходят десятки аварий. Сулубай Жаксыбайулы – экспедитор. Возит товары из областного центра – почти на границу, в село Урыль в Катон-Карагае. И с нетерпением ждёт, когда запустят спрямлённый маршрут.
Сулубай Жаксыбайулы, экспедитор:
- Дважды в неделю проезжаем почти 1000 километров туда и обратно. И каждый раз переживаем, вдруг будет встречный грузовик. На серпантинах трудно разойтись большим машинам. Почти 9 лет ждём, когда появится новая дорога.
Строить её начали ещё в 2017-м. И завершить должны были 5 лет назад. Но помешало то, что трасса частично проходит по землям лесфонда. И передача этих самых участков из одного министерства в другое заняла почти 4 года. Первый подрядчик столько ждать отказался. Найти нового тоже было непросто. За это время подорожала стоимость материалов. Проект прошёл корректировку. И лишь в октябре 2023-го работы возобновили. Сейчас строители приступают к самому сложному этапу – возведению моста через ущелье Пихтовка.
Анель Есенбердина, корреспондент:
- Сейчас техника готовит площадку и котлованы для самой первой опоры моста, длиной 175 метров. Он будет располагаться на высоте 42 метра. Это уникальное высокогорное сооружение, аналогов которому в Казахстане нет. И оно соединит две скалы, вот с той стороной дороги, которая уже почти готова. И в итоге люди наконец-то смогут обойти опасные серпантины.
Подрядчик намерен максимально ускорить процесс. И вместо планируемых 10 месяцев - построить мост за 5. Лишь бы позволила погода, добавляет начальник участка Бейсеналы Орынбеков. Хотя признается, что работать в горах сложно.
Бейсеналы Орынбеков, начальник участка:
- Под опоры устройство котлованов – это одно из сложных вариантов. После устройства котлованов, туда нужно будет, чтобы миксера спускались с бетоном. А спуски видите, какие. Сложность в этом.
Но строители понимают, насколько важно завершить реконструкцию в срок. Буквально накануне старую дорогу размыло талыми водами. Движение парализовало. Три района оказались отрезаны от областного центра. Специалистам компании «Кажсервис» пришлось экстренно восстанавливать проезд. С появлением обходного пути, таких проблем не будет, говорят заказчики проекта.
Нурбек Темирханов, директор ВКО филиала Нацкомпании «Казавтожол»:
- После открытия данной дороги, нового участка, будет сокращена дорога на 4 километра. А существующую старую дорогу – серпантин, мы планируем закрыть на зимний период. И только открыть его в летний период, для туристов.
И тогда серпантины люди будут выбирать по собственному желанию, как ещё одну достопримечательность региона. А основной поток пойдёт по новому, безопасному маршруту.
Авторы: Анель Есенбердина, Жигер Бабаканов.