У казахстанского театра сегодня одна проблема – нехватка финансирования. Но в деньги упирается всё: здания, зарплата, уровень драматургии. Особенно плачевная ситуация в регионах. Состоянием искусства в стране обеспокоен и Глава государства. На недавнем Национальном курултае Касым-Жомарт Токаев призвал бизнес поддержать театры. Искусство может приносить прибыль.
Попасть в голубой экран телевизора Дамир Утеев мечтал еще со школьной скамьи. Популярный в 90-е годы «Перекресток» покорил с первой серии. Но в кино он не попал. История типичная – Дамир не прошёл конкурс. Грезы не сбылись из-за роста.
Дамир Утеев, актёр Театра кукол г. Астаны:
- Проблема наших педагогов, университетов – им нужны фактурные люди. Высоких, статных. То есть 1 метр 90 см и выше.
Педагоги тогда предложили Дамиру освоить профессию актера театра кукол. Случайность стала делом жизни, а куклы – второй семьей. За 20 лет работы не пожалел ни разу.
- Я влюбился в куклу. Куклы не похожи друг на друга. К каждой кукле нужно учиться, привыкать, учиться, водить. Нужно ее прочувствовать.
Вдохнуть в куклу жизнь – большое мастерство. Без крепкого здоровья актеру не справиться.
Айгуль Амантаева, специальный корреспондент:
- Всего пару легких движений и кукла оживает. Но это лишь, на первый взгляд, легких. Кукла довольно тяжелая. В частности, эта дама весит около 3 кг. И за каких-то 5-10 минут моя рука уже онемела. А теперь представьте спектакль, который идет в течение часа. В советские годы за эту вредность актеры получали надбавку плюс 30 к зарплате. О льготе, к сожалению, позабыли. Впрочем, и о зарплате тоже редко вспоминают.
Досымхан Бейсенбаев, заместитель директора Театра кукол г. Астаны:
- Мой ученик Абусамат учился на платном отделении. 4 года платил по 400 тысяч тенге в год. Сюда пришёл на зарплату - 97 тысяч тенге. Выдержал. Уже 10 лет как актер кукольного театра.
С тем, что доход маленький, чиновники не спорят, но ничего поделать не могут. Зарплата актёров, как и медиков, фиксированная. А всё потому, что в основном государственные театры – казенные предприятия. Доход высчитывается Правительством по системе дохода гражданских служащих. Чем выше стаж и квалификация, тем больше зарплата. Отсюда - дефицит кадров в театрах, говорят парламентарии. Сцена не привлекает одаренную молодежь. Другая тоже не новая проблема – непрозрачность финансирования. В частности, депутат Ринат Заитов привёл в пример один из алматинских театров, который несколько лет назад потратил 800 млн тенге только на костюмы и декорации. Вопросов у мажилисменов в целом хватает.
Ринат Заитов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- К примеру, в театре для детей и юношества имени Габита Мусрепова на одну хорошую постановку с костюмами затрачивают от 6 до 10 млн тенге. А театру Астаны балета на постановку «От кыз» было выделено 309 млн тенге из республиканского бюджета.
В Минкультуры отреагировали на замечание депутата. Как выяснилось, потраченные миллионы – не бюджетные, а деньги спонсора. Закон не запрещает театрам привлекать инвесторов.
Алтынгуль Нурбекова, руководитель Управления театрального искусства Комитета культуры МКИ РК:
- Привёл в пример постановку «Хансултан». Бюджет этого спектакля, этой поставки – 700 млн, но из них 665 – привлеченные спонсорские средства. А из республиканского бюджета всего было выделено 35 млн тенге.
Объем финансирования зависит от специфики театра, жанра, площади объекта и количества сотрудников. Отсюда и разница, объяснили в профильном ведомстве. Заявки театры формируют сами.
- Проект бюджета всегда рассматривается в Мажилисе, и все зависит от масштаба самой постановки. В опере в основном, кроме хора, артистов, оркестра ещё задействован балет. До 30- человек задействовано.
Согласно данным Минкультуры, всего в Казахстане 70 театров. 57 из них – государственные. На всех – денег не хватит. Так что пока работники театров выживают за счёт собственного таланта.
Айгуль Амантаева.