В параде, посвященном 80-летию Великой Победы, сегодня участвовали и военные пилоты. Так совпало, что свой армейский юбилей в этот день отмечает и летчик Министерства обороны Азамат Нурахметов. За штурвалом вертолёта он уже 25 лет. Вместе с коллегами он принял участие в праздничном шествии. Правда, маршировал не по земле, а в небе.
Перед вылетом на парад – оперативное совещание. У каждого летчика свой маршрут в небе. Любое отклонение от приказа командования может привести к непростительной ошибке.
Азамат Нурахметов, несмотря на солидный стаж в небе, - а летает он уже четверть века - перед каждым полётом волнуется, как в первый раз. Волнение будет всегда, признается летчик. Ведь в небе отвечать приходится не только за себя, но и за экипаж, и пассажиров.
Азамат Нурахметов, военный лётчик МО РК:
- Я учился в Сызраньском военном институте. И вот тогда инструктор мне показал, у нас есть упражнение – висение называется. Это первое упражнение, мне всегда казалось, что это легко. В общем, летать – это легко. Инструктор показал, оторвался от земли, устойчиво зависли. И вот когда он отпустил управление, я висел как лепесток. И тогда я понял, что это очень сложно. Даже думал, что у меня никогда не получится. Я так разочаровался.
Но разочарование длилось недолго. После 5 часов полёта сомнения ушли, а вертолёт занял особое место в сердце военного пилота.
- Всегда же говорят, что авиация на первом месте. Первым делом, первым делом вертолёты, а девушки потом. Хотя эта песня моей супруге не нравится, но я ей иногда пою.
Правда, когда лётчики взлетают в небо, юмор остается на земле. Максимальная концентрация и хладнокровность – залог успеха безопасного полёта. О чрезвычайных ситуациях здесь не принято рассказывать на камеру. Но вспомнить ошибки молодости можно.
- Есть такое упражнение «под шторкой» называется. Мы шторку закрываем. Только прибор видим и летаем по приборам. Так нас готовят, если мы в облака залетим, чтобы мы могли правильно пилотировать. Инструктор меня не видел. И вот он мне дал указание, закрой шторку. Я его обманул, честно говоря. Я сказал, что закрыл шторку, но на самом деле, не закрывал и я вот без шторки специально создавал себе ошибки, специально исправлял, чтобы он меня не ругал.
Быть лётчиком – не просто профессия, а призвание. Спуститься на землю не заставит даже пенсия, говорит Азамат. После выхода на заслуженный отдых, он планирует продолжить летать, но уже на гражданских воздушных суднах.
Авторы: Татьяна Ковалёва, Канат Абильдин, Еламан Мустафа.