Ещё одни потомки узнали о судьбе своего репрессированного деда и нашли друг друга спустя долгие годы. В те страшные 30-е годы имама Сагындыка Жайлау улы назвали врагом народа. Священнослужителя заточили в Карлаг, там он смертельно заболел, последним желанием узника было умереть на свободе. Чего стоило родным вызволить Сагындыка Жайлау улы из тюрьмы, расскажет Айгуль Амантаева.
Этот надгробный камень – единственное, что осталось внуку от деда. Даже память отобрали. Ни одной фотографии, ни документов. Внуки и правнуки репрессированного имама Сагындыка Жайлауулы знают о деде лишь по рассказам. В те страшные годы родных священнослужителя разбросало по стране как песок в пустыне. Но каждый год в канун 31 мая они собираются вместе, чтобы прочесть молитву.
Ислам в те страшные 30-е тоже рассматривался большевиками как угроза самодержавию. Сагындыка Жайлауулы назвали врагом народа. Имама арестовали и заточили в одно из самых страшных мест сталинской эпохи - Карагандинский исправительный лагерь.
Амантай Сагындыков, житель акмолинской области:
- Мой дед был очень образованным, открыл медресе в родном ауле Ондирис. Обучил грамоте многих детей. В 1931 году отца арестовали и поместили в Карлаг.
Но трагедия семьи на этом не закончилась. В мясорубку сталинских репрессий попал и сын имама. Когда отца посадили, старший сын в семье
Жайлауулы – Омаржан возглавил медресе. Но за выбор поплатился жизнью. Омаржана расстреляли, годами позже узнали родные. Вскоре тяжело заболел и отец. Последним желанием узника было умереть на свободе. Оно исполнилось.
Ислам Жайлауов, житель города Астаны:
- Передал родственнику нашему Сулемейну здесь. Мне осталось жить год всего-навсего. Заберите меня с этой тюрьмы. И этот Сулеймен ага - наш дедушка поехал и забрал его оттуда. Через год он скончался.
Оспан Сулейменов, житель села Акмол Акмолинской области:
-Сулеймен – это мой дед по матери. Каким образом мой дед вызволил нашего Сагындыка ага из Карлага одному Богу известно. Мой отец строго наказал мне найти всех сыновей имама и привести их на могилу отца. Я надеюсь, его погубленная душа обрела покой.
Сталинская власть не щадила никого, ни выбирала ни по социальному статусу, ни по национальности. Это был самый настоящий террор. За решеткой в Алжире и Карлаге сидели казашки, русские, украинки, латышки – в числе жертв оказались представители больше 60-ти национальностей. К примеру, в 26-й точке – это было обозначение Алжира, отсидели жены писателей Беимбета Майлина, Сакена Сейфуллина, государственных деятелей Казахской ССР Турара Рыскулова, Темирбека ЖургенОва, Санжара Асфендиярова.
Дмитрий Мацюк, старший представитель кафедры Ассамблеи Народа Казахстана, кандидат философских наук:
- В советское время этот ярлык «враг народа», он был очень опасен не только для самого обвиняемого, но и для родственников. Люди старались замалчивать о своих родственниках, даже о своих отцах и дедах и т.д. К сожалению, многие потеряли связь друг с другом. И только благодаря тому, что в 90-е годы и в наше время с этой темы был снят запрет, табу люди начали узнавать о реальной картине.
Табу с темы 30-х снял глава государства. Для полной реабилитации жертв политических репрессий 20 века по поручению Касым-Жомарта Токаева была создана специальная комиссия в 2020 году. Сколько точно судеб сломала сталинская эпоха, сложно выяснить, говорят историки. Многие документы того времени были старательно уничтожены. Доказательная база – словно карточный домик. Ни улик, ни свидетелей. Поручения сверху доходили до абсурда.
Бүркитбай Аяган, доктор исторических наук, профессор:
- Доходило до абсурдных поручений от Центральных комитетов. Посадить 300 человек. Если не хватало, некоторые сотрудники ловили первых попавшихся на улице. Страшное было время.
Айгуль Амантаева, специальный корреспондент:
- Земля, по которой я иду, буквально пропитана слезами матерей, жен и детей. Здесь покоятся все те, кто был вынужден бежать бросить всё. Уровень напуганности жертв был настолько высоким, говорят жители, что некоторые даже пытались скрыть место своего захоронения. К примеру, эта могила без надписи, без каких-либо пометок, а возможно, и потомков не осталось.
Казахи как могли, спасали всех, кто попал в лапы массового произвола прошлого столетия. Бросали курт истощённым женщинам, скрывали, тех, кому удавалось сбежать от жестокой власти. Эти стеллы и обелиски каждый год в конце мая собирают тысячи потомков со всего мира. Место как напоминание. Помним и чтим.
Автор: Айгуль Амантаева