Зарплата 600 тысяч, строгий отбор: как работают водители автобусов в столице?

  • 522
  • 06.06.2025, 18:11

После недавнего страшного ДТП в столице с участием автобуса, когда были госпитализированы 15 человек, а 8-летней девочке ампутировали ноги, – вопрос безопасности общественного транспорта приобрел особую актуальность. А между тем дорожные происшествия с участием автобусов в Астане происходят ежедневно, говорят в автопарках города. С чем связаны эти ДТП, какие выводы сделаны после случившегося?

Роза Сатканова, корреспондент:

- Мы находимся на территории автобусного парка №1, того самого, водитель которого недавно совершил ДТП.  И в связи с последним случаем хотим узнать, в каких условиях работают сотрудники, и для этого решили провести с водителями 1 день.

Автобусный парк №1 самый крупный в столице. Здесь работает больше 1500 водителей.  Один из них – Азамат Мерекенов.

Азамат Мерекенов, водитель автобуса:

- Начинается в 5. Получается, чтобы вы пришли на работу к 5 утра вы должны встать в 4? Да, в 4 утра на ногах. Итак, в 5 утра вы здесь, и первым делом что делаете? Приходим в диспетчерскую, берем путевку. Путевку вы получили. Далее? Идем к медику. Хорошо, а это что за устройство интересное? Алкотестер. 

Роза Сатканова, корреспондент:

- Система меня не узнает, так как проходят этот алкотестер люди, которые отвечают за техническое состояние автобусов. А водители проходят алкотест у медика, к которому сейчас и отправимся.

Ляззат Капанова, фельдшер:

- Дышим до того времени, пока не запищит. Это самая и обязательная процедура? Да, без алкотестера мы не имеем никакое право пропускать на линию, и мерим давление. Потому что у нас есть гипертоники.  А как часто бывают случаи, когда что-то не так? Когда алкогольная интоксикация, обязательно бывает повышенное давление. Но бывают такие случаи? Бывает, не без этого.

Гульнара Жексекеева, старший фельдшер:

- На ваш взгляд как специалиста – каким должен быть оптимальным режим у водителя, если учесть что встает очень рано, и на линии до 11 ночи? Колоссальная нагрузка на организм получается? Да, и психологическая и трудовая получается. Ну, вот раньше в советское время работали один с утра, один с обеда. Мне кажется, такая система была бы лучше для них. С  пассажирами работать, сами знаете.

Жомарт Байбеков, первый заместитель председателя правления АО «Автобусный парк №1»:

 - Раньше условия труда были совсем другие – 1 работал до обеда, другой после обеда. Почему сейчас нельзя внедрить эту систему? Сейчас рассматриваем вернуться на этот вариант, чтобы один до обеда, другой после обеда работал. Водители говорят, что они тогда теряют в зарплате? Да, есть такое. Они нарабатывают свои часы. Какая заработная плата у водителя? В среднем 600 тыс. Желающих прийти на работу много, проводим строгий отбор, из 10 только 3 проходят. Ну, вы должны понимать это общественный транспорт, в первую очередь это безопасность.  Это очень сложная работа на самом деле.

Кайрат Айтуов, контролер технического состояния:

- Итак, что вы здесь проверили? Внешний вид, салон, состояние баллонов, освещение, двигатель. Но бывают нарушения? Бывают. Боковой порез баллона бывает иногда, кузовные царапины. Получается, вы потом снимаете автобус с линии? Да, чтобы устранить.

Жомарт Байбеков, первый заместитель председателя правления АО «Автобусный парк №1»:

- Я смотрю, очень много автобусов находится на ремонте: Это текущий ремонт. Кроме того, есть моменты когда незапланированные сходы, это техника может в любой момент что-то вылететь и строя. Расход каждого автобуса 8 тысяч. составляет. Он проходит 8 тысяч, у него есть техосбслуживание №1, замена колодок, масла, жидкостей. Второй пробег когда проходит шин, дополнительных агрегатов. Чтобы отвечал всем мерам безопасности.

Пройдя все проверки, наш водитель  выехал на линию. Ежедневно на линию выходят 760 автобусов автобусного парка. Это 78 маршрутов и обслуживание больше 70% города и всего пригорода.

Роза Сатканова, корреспондент:

-  В мегаполисах дороги перегружены, очень плотный трафик дорожного движения, ежедневно наблюдаем пробки, причем даже не в час-пик.  Соответственно ДТП с участием общественного транспорта происходят ежедневно. Однако по большей части виноваты в этих происшествиях водители легковых автотранспортных средств.

Жомарт Байбеков, первый заместитель председателя правления АО «Автобусный парк №1»:

- ДТП, к сожалению, происходят ежедневно. Из 100%  80% происходят по вине других участников дорожного движения: не пропускают, подрезают. Вчера, элементарно, сколько было ДТП?  Около 11, из них по вине общественного транспорта 1. Это только за 1 день. В соцсетях жалуются наоборот, что водители автобусов подрезают, отвлекаются на телефон. Не без этого конечно. Если доказана вина водителя, он несет наказание.

Для контроля водителей в автобусах намерены установить видеофиксацию в онлайн режиме. А всех остальных участников дорожного движения призывают строго следить ПДД. Ведь каждый из нас, заходя в общественный поезд, хочет вернуться домой целым и невредимым.

Авторы: Роза Сатканова, Айбын Кусанбеков.