Форум экспортёров прошёл в столице Казахстана. На площадке выставочного центра наградили лучших в отрасли, подвели итоги работы за прошлый год и обсудили перспективы развития казахстанского экспорта. Подробнее в сюжете Татьяны Ковалёвой.
Тема экспорта для Казахстана имеет особое значение. Наши продукция высоко ценятся за рубежом, а отечественные экспортёры с каждым годом осваивают новые рынки сбыта. Одним из перспективных направлений является глобальный юг. Сюда входят страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Лидера экспорта – растительное масло, мясо, продукты переработки, такие как зерно, железо и горнорудная продукция. Высокий интерес стали проявлять, к казахстанской моде и креативной индустрии.
Айтмухаммед Алдажаров, генеральный директор Единого оператора по развитию экспорта «Qaztrade»:
- Мода и наше кино, производство картин. Вот эту креативную индустрию, мы ее потенциал до сих пор не раскрыли. Запрос на такие товары происходит. Хочется самобытности, хочется изюминки, потому что массовое производство уже надело, хочется каких-то эксклюзивных людей и в этой части, я думаю, Казахстан займёт хорошее место.
Лучшим экспортёрам сегодня рукоплескал весь зал. Эти награды – доказательство их плодотворной работы. Фирма Алесанда Буженицы в год экспортирует порядка 130 тысяч тонн нерафинированного подсолнечного масла, 110 тысяч подсолнечного шрота и порядка 30000 тон лузги гранулированной для электростанций Европы. Товар для продажи за рубеж предприниматель собирает у местных фермеров по всей стране.
Александр Буженица, экспортёр:
- У нас сегодня происходит мощная коллаборация с сельхозпроизводителем. Они понимают, что мы являемся быстрыми и моментальными покупателями готовой сельхозпродукции. Плюс у нас очень сильная конкуренция между собой и они получают сегодня справедливую стоимость. Если сравнить с пшеницей, которую нужно продавать, искать экспортировать, продать, то здесь все по-другому. За 10 минут можно продать объем получить деньги и зафиксировать свою маржу. Есть разные программы, когда мы стимулируем сельхозпроизводителя на выращивание.
К слову, государство активно поддерживает малый и среднего бизнес. Именно он становится важнейшим драйвером экспорта. Только в прошлом году было профинансировано больше 27 тысяч проектов на общую сумму 1,6 трлн тенге. Доля сектора МСБ в ВВП страны достигла 39,3%.
Татьяна Ковалёва, корреспондент:
- Спикеры сегодня поделились и конкретными экспортными результатами. К примеру, объём казахстанского экспорта за прошлый год вырос на три целых одну десятую процента и превысил отметку в восемьдесят миллиардов долларов. Из них почти двадцать девять миллиардов долларов — это продукция обрабатывающей промышленности. Ещё один важный показатель — это экспорт услуг. Он прибавил десять целых восемь десятых процента, достигнув товарооборота более одиннадцати миллиардов долларов.
Особое внимание сегодня уделяют цифровизации и развитию онлайн экспорта. Электронная коммерция снижает барьеры для входа, сокращает транзакционные издержки и расширяет охват потенциальных покупателей. Поэтому казахстанских производителей и экспортёров активно завлекают на международные маркетплейсы.
Чингиз Шер, представитель маркетплейса в Центральной Азии:
- У нас на этой платформе больше более 10 миллионов В2В поставщиков и более 10 млн В2В байеров. Мы сейчас будем планировать выход полноценный нескольких магазинов какзтрейдов, чтобы охватить более шторкой рынок в Казахстане продукции. У нас есть выходы получается пищевой продукции сухофрукты, строительные материалы, пищевые, масло, зерна, шоколад, молочная продукция.
Отдельное направление - это развитие транспортно-логистической инфраструктуры. За последние 15 лет Казахстан инвестировал в неё 35 млрд долларов. Это строительство новых транспортных коридоров, модернизация железных дорог и развитие хабов, что значительно повышает скорость и надёжность поставок казахстанской продукции.
Авторы: Татьяна Ковалёва, Дархан Кунтуов.