На грани исчезновения — и всё же с надеждой на возрождение. Сегодня депутаты Мажилиса от фракции «Аманат» побывали на уникальном предприятии — единственном в стране оборонно-промышленном заводе, где ремонтируют воздушные судна. Судьба завода – под большим вопросом. Полтора года назад его прежние акционеры, взяв госзаказ, исчезли вместе с деньгами. Сейчас идут следственные мероприятия. Но коллектив завода, как и сама военная техника, уже полтора года простаивают без дела.
Татьяна Ковалёва, корреспондент:
- Уже полтора года работы на этом предприятии приостановлены. 85% его сотрудников — в простое, зарплаты им не выплачивают, счета арестованы, производство — под угрозой. Вот в таком состоянии сейчас авиационная техника. За это время с завода уволились 144 человека, из них 64 - это квалифицированные рабочие, многие из которых обучались за рубежом. По словам специалистов, если в ситуацию не вмешается государство, страна рискует навсегда потереть уникальное и единственное в своём роде оборонно-промышленное предприятие.
Полковник в запасе Мажит Исабаев отслужил в авиации 30 лет.
После выхода на пенсию в 2019-м он пришёл сюда — на предприятие, которое тогда казалось перспективным. Но спустя 5 лет ситуация изменилась. А он — один из немногих, кто остался. И таких всего 15%.
Несмотря на трудности, уволиться — не поднимается рука. Это дело всей жизни. Как истинный военный на вопрос про заработную плату отвечает сдержанно.
Мажит Исабаев, начальник производственного комплекса ТОО «Казахстанская авиационная индустрия»:
- А вам вовремя выплачивают зарплату? – Есть задержки. Сейчас мы больше занимаемся отработкой документов, потому что работы на авиационной технике прекратись, потому что людей нет. И ведутся уголовные дела по этим всем контрактам, а когда предприятие работало, у нас не было свободного времени.
Когда-то здесь ревели двигатели и гремел металл. А сегодня тишину, к которой за полтора года уже привыкли оставшиеся специалисты, нарушили голоса депутатов. Мажилисмены уверенны, нужно спасти предприятие стратегического значения, от которого зависит техническая готовность военной авиации страны. Этот завод единственный в Средней Азии. Здесь ремонтировали военные воздушные судна и борты из других стратегических ведомств. Сейчас в ангарах предприятия простаивают вертолёты, истребители и военно-транспортные самолёты.
Павел Казанцев, депутат Мажилиса Парламента РК, заместитель руководителя фракции партии «Amanat»:
- Да есть уголовные дела, которые где деньги потеряны. Но есть еще экономика наша. И когда мы сейчас рассуждали, а не проще ли купить новый самолёт или там заказать этот же ремонт за рубежом. В 2, 5 раза за рубежом стоит ремонт военного самолёта. То есть мы отдаем туда А – секреты, Б – деньги, В – технику. Ну, это разве государственный подход?
Прежние акционеры, получившие госзаказ, исчезли полтора года назад вместе с деньгами. Сейчас техника ржавеет, коллектив — простаивает. Но после визита депутатов у завода есть шанс не просто выжить, а снова стать гордостью оборонной отрасли страны. Парламентарии уже работают над поиском источников финансирования, обсуждают механизм госзаказов и защиту стратегических производств. Этот случай станет поводом для депутатских запросов и вынесения темы на обсуждение в партии «Amanat» — с участием всех заинтересованных сторон.
Авторы: Татьяна Ковалёва, Меирбек Бесбаев.