В Казахстане продолжается масштабная модернизация системы первичной медико-санитарной помощи. Главная её цель – сделать мед услуги доступнее, повысить их качество и снизить нагрузку на больницы. Одним из ключевых направлений является цифровая трансформация. Речь идёт не просто о внедрении новых технологий, а о создании удобной и прозрачной системы, как для пациента, так и для врача.
Среди новых стандартов ПМСП - увеличение продолжительности приема врача, что позволяет не только тщательнее обследовать пациентов, но и усиливать профилактику и динамическое наблюдение. Также реализуются меры по снижению нагрузки на персонал. В частности, организована работа мобильных бригад, что позволило разгрузить участковых врачей.
Ратмир Аубакир, корреспондент:
- В рамках проекта в этой поликлинике открылось полноценное отделение неотложной помощи. Благодаря объединению колл-центра и фильтра количество вызовов врачей на дом сократилось почти на четверть.
Алтыншаш Табулдина, главный врач городской поликлиники №5 г. Астаны:
- Мы уменьшили количество ненужных визитов на дом. Пациенты сюда обращаются, и участковый врач может быть недоступен. Потому что у нас участковый врач, который ведет прием своих пациентов по участку, он должен быть доступен в течение 3 дней, такой норматив. То есть если пациент пришел в поликлинику или вызвал, он может не попасть к своему врачу, но в неотложном отделении или, если это острое заболевание, через фильтр он может в тот же момент получить эту услугу.
Как отмечают специалисты, если раньше пациенты часто жаловались на недоступность врачей узкого профиля, то с внедрением проекта - ситуация улучшилась.
Алия Рустемова, руководитель управления общественного здравоохранения г. Астаны:
- Мы понимали, что необходимо что-то менять, поэтому в сентябре прошлого года мы в данной поликлинике внедрили данный проект. В течение 7 месяцев пилот у нас шел. На сегодняшний день мы уже по всем нашим поликлиникам города данный проект уже начали распространять. Ну и регионах тоже.
Кроме того, для повышения доступности граждан к медицинским услугам проводится обучение среднего медперсонала. Всего курсы повышения квалификации по стране уже прошли 3 с половиной тысячи медсестер.
Кристина Опалендер, медсестра самостоятельного приёма:
- У нас появились полномочия выписывать бесплатные лекарственные препараты. Направлять к узким специалистам, направлять на диагностику. Ставить свои самостоятельные сестринские диагнозы, и выдавать рекомендации пациентам по питанию, по уходу, и так далее. На самостоятельном приеме по плану я должна принимать 7 человек минимум. Но бывает и больше, 12-13.
Резвангуль Муханова, пациентка:
- Здесь и врачи и медсестры очень хорошие. И обслуживание, принимают хорошо. Я вот хочу сказать большое им спасибо. Вот, например, я с давлением на учете, и часто поднимается давление, иногда приезжаешь сюда и вот экстренная помощь, заходишь, врач сидит, записывает всё, и здесь же прокапают, капельницу делают. И хорошо уже уходишь, нас очень устраивает.
В рамках проекта также проводилась интеграция медицинской информационной системы с цифровыми платформами Минздрава. Это должно помочь оптимизировать внутренние процессы, что освободит время для взаимодействия врачей с пациентами.
Авторы: Ратмир Аубакир, Самат Оспанов