Поиски пропавшего военного вертолёта: что удалось обнаружить спасателям?

  • 81
  • 29.07.2025, 18:06

На озере Сорбулак в Алматинской области уже четвертые сутки продолжаются поиски пропавшего военного вертолета EC-145. Установлено, что он потерпел крушение в акватории водоема. Однако, обнаружить местоположение основных фрагментов машины и членов экипажа до сих пор не удалось. Сейчас на месте катастрофы развернута крупная поисковая группа из военнослужащих Министерства обороны и МЧС.

Более 400 военнослужащих и 150 единиц автомобильной и специальной техники. На берегу озера Сорбулак развернута крупнейшая за последние годы поисковая операция. Группировкой руководит командующий военно-воздушными силами генерал-майор Аскар Избасов. На помощь Министерства обороны направлены подразделения МЧС. Привлечены силы пяти воинских частей. Кроме того, из Актау переброшено подразделение военных пловцов. В их распоряжении водолазное снаряжение, эхолоты, катер и лодка, предназначенные для обследования труднодоступных участков водоёма.

Григорий Беденко, корреспондент:

– Главное отличие озера Сорбулак в том, что вода здесь содержит очень много взвеси. Видимость на глубине фактически нулевая, что серьезно осложняет работу водолазных групп. Кроме того, дно водоема покрыто толстым слоем ила. Где именно на дне озера Сорбулак находятся основные фрагменты упавшего вертолета до сих пор не установлено.

25 июля вертолет вылетел с аэродрома Луговое. Его исчезновение с радаров произошло в районе поселка Отар. На борту находились трое членов экипажа. То, что машина упала в воду выяснили благодаря одному из очевидцев. Он видел пролетающий над озером еврокоптер. Примерно через 30 секунд вертолет пропал из зоны видимости, затем пропал звук двигателей. Сразу же, как утверждает очевидец, он услышал хлопок. К настоящему времени удалось найти лишь небольшие фрагменты вертолета и некоторые личные вещи членов экипажа. 

Медет Аскетаев, заместитель командующего ВВС СВО РК, полковник:

– В основном – права боковая часть фюзеляжа. Они пластмассовые, легкие. Возможно, при столкновении с водной поверхностью они отлетели. Были разбросаны по ближайшему берегу озера. Они найдены. Поэтому у нас составлена схема возможного падения вертолета. Мы этот район прочесываем.

Поисковая операция  идет круглосуточно. Ночью акваторию водоема сканируют с помощью дронов. Всего применяются 10 БПЛА. В 4 часа утра группы водолазов с помощью эхолотов прочесывают участки водохранилища, где может находиться упавший вертолет. Используются 13 надувных лодок.

Медет Аскетаев, заместитель командующего ВВС СВО РК, полковник:

– Озеро очень большое – это отстойник размером более 85-ти квадратных  километров. Сложность именно в поиске заключается в том, что дно озера переменное, начиная от метра – двух в прибрежной зоне и до 26-ти в середине озера. Вода очень мутная. В прибрежной части заросшая травами. Видимость нулевая. Поэтому наши водолазы работают на ощупь.  

На месте катастрофы находятся родственники членов экипажа пропавшего вертолета. Им оказывается всесторонняя помощь, в том числе, психологическая.  

Медет Ержигит, брат командира  экипажа вертолёта EC-145 Дүйсенбая Ержигита:

- с 26-го числа с утра мы находимся здесь. Продолжаются поисково-спасательные работы, мы видим всё своими глазами.  Сотрудники МЧС, офицеры, работавшие с Нуржигитом, - все находятся здесь, делают все, что возможно.

Пока военные очень осторожно высказываются относительно причин катастрофы. Одна из версий – возможный отказ техники, либо столкновение вертолета с птицами. На водохранилище их очень много. Однако установить истинную причину падения машины в воду станет возможным только после ее обнаружения. Поисковая операция будет продолжена, пока вертолет и экипаж не найдут.

Авторы: Григорий Беденко, Сержан Жумабаев.