Автомобильная промышленность Казахстана переживает период системного роста. Сегодня автопром – это не просто цеха и конвейеры, а стратегическое направление, где сочетаются технологии, инженерные решения и государственная поддержка.
Автомобильная промышленность Казахстана уверенно набирает обороты. За последние годы отрасль вышла за рамки простого сборочного производства и стала символом технологического прогресса, экономической самостоятельности и новых возможностей.
Казахстанские предприятия постепенно переходят к более глубокой локализации, всё больше деталей и узлов производится внутри страны. Это помогает укреплять региональные производства, создавать новые рабочие места и формировать собственную инженерную школу.
Алексей Алексеев, главный редактор журнала «За рулем»:
- История Казахстанского автопрома началась в 2002 году, когда был построен первый сборочный завод в Усть-Каменогорске. В принципе, можно считать это отчетом. За последние годы наш автопром развивается, только за последний месяц в Алматы было открыто 2 автомобильных завода, один в Алматы один в Костанае. В Костанае уже активно развивается автомобильное производство. В Семее автобусы собирают, у нас шины уже производят, развивается производство компонентов. В Алматы целый кластер вырастает, потому что строится еще один автомобильный завод, который в 2027 году ожидаемо вступит в строй.
Важную роль в развитии отрасли сыграли программы господдержки. Государство делает ставку не только на промышленную эффективность, но и на доступность автомобилей для граждан. Так Президент Касым-Жомарт Токаев в ходе телемоста по открытию автомобильного завода в Костанае отметил, что казахстанцы теперь получат возможность приобрести автомобиль в лизинг. Ожидается, что новый финансовый инструмент станет доступен уже с 1 декабря этого года.
Руслан Хисамутдинов, руководитель Управления автомобилестроения, спецтехники и сельхозмашиностроения МИИР РК:
- Сейчас на этапе проработки, уже на выходе. Механизм лизинга именно для физических лиц. Чтобы сам механизм мог существовать и мог быть в Казахстане, соответственно данная программа она будет по коммерческим ставкам идти. Но в целом у нее тоже есть свои нюансы, где это будет иногда для клиента выгоднее, чем брать кредитование. Потому что лизинг – это аренда ТС, которое числится на лизинговой компании и в каких-то моментах она для клиента лучше выходит.
Главное условие приобретения машины по новой схеме: взять в лизинг можно будет исключительно новый автомобиль. При этом, важно понимать, что государство в данном случае выступает регулятором, создающим правовую основу, а не источником финансирования. Таким образом, казахстанский автопром сегодня - это отрасль, которая объединяет экономику, технологии и амбиции. От конвейеров до кредитных программ и новых форм поддержки, всё это звено одной цепи, ведущей страну к промышленной независимости и устойчивому развитию.
Авторы: Дмитрий Зайцев, Мейрбек Бесбаев.