Современные технологии меняют работу коммунальных служб. В «Астана Тазалық» внедряют электронные путевые листы, системы контроля здоровья и искусственный интеллект, чтобы сделать зимнюю уборку города более безопасной и предсказуемой.
В «Астана Тазалық» представили новые технологические решения, которые уже применяются на практике и усиливают готовность столицы к зимнему сезону. Одно из них – электронный путевой лист, который в режиме реального времени показывает, какая спецтехника работает на улицах, по каким маршрутам она движется, какой объём реагента распределён и в какое время началась работа.
Замир Сагинов генеральный директор, «Астана тазалық»:
- Электронный путевой лист предназначен для того, чтобы уйти от ручного труда и исключить человеческий фактор. Ежесуточно, ежечасно контролируем, где находится наша техника, что она делает. Даёт возможность оперативно реагировать на те или иные замечания, которые поступают через Айкомек.
Цифровизация также затронула сферу безопасности и здоровья сотрудников. Для исключения рисков на линии внедрены отечественные разработки: «Med365» и «Adal Check», позволяющие в онлайн-формате фиксировать прохождение сотрудниками ежедневных медосмотров. Это обеспечивает контроль за допуском машинистов и водителей к работе и предотвращает возможные чрезвычайные ситуации. И если контроль здоровья начинается ещё до выхода техники в город, то на самой линии безопасность обеспечивает уже другой цифровой помощник — система искусственного интеллекта.
Дастан Мусабеков руководитель отдела контроля транспорта «Астана тазалық»:
- Вы видите, что у нас установлены камеры, которые смотрят на дорогу и на водителя. Она следит за поведением водителя, за обстановкой на дорогах. Третий объект, который мы спрятали, это громкоговоритель на основе рации. Если водитель нарушает, я могу ему сказать об этом.
Система контроля усталости — словно невидимый напарник. Камера в кабине внимательно наблюдает за состоянием водителя: следит, пристёгнут ли ремень, соблюдён ли маршрут, не накрывает ли сонливость. Когда оператор начинает терять концентрацию — машина первая подаёт тревожный сигнал.
Диас Наспаев, корреспондент:
- Были ли такие случаи, когда ИИ спасал жизни ваших водителей или возможно других участников дорожного движения?
- Где – то 6 водителей уже мы спасли.
5 часов 57 минут. Один из водителей спецтехники возвращается на базу. Уставший после ночной смены, он едва удерживает глаза открытыми. На долю секунды взгляд гаснет — и в этот момент система ИИ подаёт резкую тревогу. Именно эта сирена становится границей между обычным рабочим утром и возможной трагедией.
Подобные истории — лучший показатель того, что сегодня технологии в коммунальной сфере работают не только на эффективность, но и на безопасность людей. И чем больше машин оснащено такими системами, тем надёжнее становится зимняя уборка столицы.
- Сегодня на базе коммунального предприятия 100 таких комбинированных дорожных машин, оснащённых системой ИИ. Фактически, часть управленческих решений теперь принимает алгоритм. А это значит, что зимняя уборка становится более предсказуемой, а человеческий фактор уменьшается.
Авторы: Диас Наспаев, Азамат Саметов.