Этому астау 200 лет: история, о которой молчат

  • 10
  • 21.12.2025, 22:00

Эти астау – семейная реликвия, которую в семье Рабиги Мауленовой хранят уже второе столетие. Деревянное блюдо для подачи бешбармака пережило несколько поколений и до сих пор остается напоминанием о корнях и традициях. По семейному преданию, именно в этом астау когда-то подавали мясо легендарному казахскому борцу, чемпиону мира по французской и вольной борьбе Хаджимукану Мунайтпасову. Эту историю Рабиге Мауленовой рассказал ее отец, проживший 91 год.

Рабига Мауленова, жительница г. Астаны:

- Моего деда звали Омирзак, в те времена он мастерил арбу - повозку для лошадей. В один день в дом моего деда пришел молодой Хаджимукан Мунайтпасов, с просьбой отвезти в его в родной аул, который сейчас находится в 30-и километрах от Астаны. Эту историю поведал мне мой отец, запомнив ее с самых ранних лет. Дедушка был гостеприимным, и конечно, угощал мясом из этого большого табака известного чемпиона.

Сегодня этот астау нуждается в реставрации. Когда-то отец Рабиги Мауленовой пытался отремонтировать его своими силами, но теперь требуется профессиональный мастер. А маленькими астау семья пользуется и по сей день. Нашей съемочной группе удалось попробовать самый вкусный бешбармак, приготовленный и поданный в этом деревянном блюде. Хозяйка отмечает: в нём мясо кажется еще вкуснее.

Рабига Мауленова, жительница г. Астаны:

- Когда мне было 20 лет, а моему отцу – 68, в наши дома приходили сотрудники музея, собирали экспонаты. Но отец не отдавал эти  астау и какпир,  хотел сохранить их для будущих поколений. Даже при жизни отца к нам часто приходили взрослые, чтобы попросить один из этих табаков для себя.

В казахской культуре посуда считалась почти священной. Блюда, например, могли украшать серебром, готовя еду с заботой и добрыми пожеланиями. Кухонную утварь передавали дочерям вместе с украшениями и другими предметами быта, как семейное сокровище. В основном ее изготавливали из дерева - для удобства кочевого образа жизни, позже использовали кожу и металл, как эта шумовка. Сегодня в национальном музее предметам быта посвящены несколько залов.

Бахытгуль Нургожина, старший научный сотрудник Национального музея РК:

- В основном, из какого дерева делали? Из березы, потому что еда в ней долго хранилась. Существует разные виды посуды: кесекап, ожау, торсык. Многие казахи верят, что посуда, которая передалась из поколения в поколение несет кут береке, предки их охраняют. Многие предметы в нашем музее были переданы именно потомками.

Казахская культура вообще обширная и ее нужно изучать каждую деталь отдельно. Это ұсталық өнер, это ювелирное искусство, это одежда, ковроткачество.

Этой осенью в Национальном музее Казахстана в Астане открылся новый зал этнографии. Здесь представили 258 уникальных экспонатов со всех регионов страны. В этом зале музееведы раскрывают традиционный быт и ювелирное искусство казахского народа – через предметы, которые сопровождали человека с рождения и до глубокой старости.

Ботагоз Айтжанова, корреспондент:

- Особое значение казахи придавали домашней утвари. Например, этот зал сандыктар или сундуки. Они между собой отличаются: кебеже - ларь хранения продуктов, асадал - для хранения посуды  и сандыктар - ларь для больших вещей.   

Бахытгуль Нургожина, старший научный сотрудник Национального музея РК:

- Данная домашняя утварь собрана со всего Казахстана. Но наиболее интересные варианты, это асадал, кеюеже, сандыкшалар, которые инкрустированы костью домашних животных. Но такую мебель могли позволить себе только зажиточные казахи. Ее передавали по наследству и в качестве приданого.

Если сундуки хранили семейные ценности, то инструменты сохраняли память о ремесле. Для известного ювелира Берика Алибая такой реликвией стал прототип современного электродвигателя, доставшийся ему от прадеда. Именно с него началась история мастерской и продолжение семейного дела. Сегодня этот предмет бережно хранится в собственном музее национального искусства мастера.

Берик Алибай, коллекционер:

- Самая ценная вещь, которую невозможно продать ни за какие деньги, - этот точильный круг. В детстве я много раз его крутил. Тогда не было электричества, и в аулах с его помощью точили косы, ножи, чистили украшения. Когда он раскручивается, набирает огромную силу, и остановить его непросто. Вот инструменты, с помощью которых прадед изготавливал браслеты и кольца. Позже я собирал эти изделия по аулам, у апашек, взамен отдавал свои работы.

Ювелир отмечает: эти вещи никогда не создавали ради ценности и не думали, что однажды они окажутся в музеях. Это был обычный быт - то, чем пользовались каждый день. Их делали для жизни, а не для истории. Но время всё расставило по местам. Сегодня эти предметы стали культурным наследием, и с выходом казахской культуры на мировой уровень их ценность только растет.

Берик Алибай, коллекционер:

- Есть у меня коллекция музыкальных инструментов. Первая, которую вы видите, - домбра Абая, затем домбра Жамбыла Жабаева. Домбра Алтынбека Коразбаева. Домбра Секена Турыcбекова. Есть двухструнные инструменты с неизвестными владельцами, также имеются кобыз с неизвестным происхождением. Ценность этих предметов напрямую зависит от подлинности и от того, насколько известным был их владелец. В связи с этим стоимость таких вещей бывает очень высокой.

В музее Берика Алибая можно гулять часами - здесь каждая вещь рассказывает свою историю. Старые инструменты, украшения, предметы быта соединяют прошлое и настоящее. И чем глубже погружаешься, тем яснее понимаешь: казахские ценности, культура и язык со временем не теряют смысла, а становятся еще более ценными и интересными для нас и будущих поколений.

Авторы: Ботагоз Айтжанова, Меирбек Беспабаев, Бахытбек Нуртаев.