Казахстан активно развивает цифровую экономику, делая упор на «Цифровой Казахстан». Цифровизация и искусственный интеллект определят будущее экономики страны и системы госуправления. На вопросах развития сферы отдельно остановился Глава государства по время выступления на Курултае. Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан выбрал путь форсированного развития цифровизации и внедрения искусственного интеллекта во все сферы жизни, что позволит стране эффективно интегрироваться в глобальную цифровую экономику.
На Национальном курултае Касым-Жомарт Токаев отметил, что цифровизация и искусственный интеллект формируют кардинально новую реальность, меняя привычные подходы и практики. В условиях глобальной цифровой экономики успех будут иметь те нации, которые сумеют адаптироваться к новой реальности и активно участвовать в её формировании. При этом, Глава государства заявил о необходимости улучшить организационную культуру в госсекторе.
Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан:
- Важно понимать: сами по себе технологии не способны устранить управленческий хаос. Если процессы изначально выстроены неправильно, перегружены дублирующими функциями и бюрократической волокитой, то внедрение искусственного интеллекта не станет панацеей.
Один из проектов, который значительно упростит работу в различных сферах, а именно для компаний и госорганизаций, оказывающих услуги населению, создала казахстанская компания Cybernet AI. Разработчики реализовали первую ИИ-модель по распознаванию тюркских языков. Новая технология позволит странам тюркского мира масштабировать цифровые сервисы и перейти от роли потребителей глобальных решений к разработке собственных продуктов.
Дильшат Абдрахманов, директор ИИ-компании:
- ASR система это Automatic Speech Recognition, то есть Автоматическое распознавание речи. Наша система в принципе ориентирована на все сферы, где есть голосовая коммуникация. Модель нашей компании она изначально «думает» на тюркских языках. А большинство решений, которые сейчас есть на рынке они вот адаптированы с других языков на тюркские. Как результат мы видим, что очень много ошибок происходит в морфологии, диалектах.
До настоящего времени в регионе в основном применялись иностранные системы распознавания речи. По словам экспертов, они плохо справлялись с тюркской фонетикой и акцентами, что снижало точность голосовых сервисов. Модель охватывает казахский, турецкий, узбекский, кыргызский, азербайджанский и татарский языки, а также корректно распознаёт смешанную тюркско‑русскую речь, характерную для реальных диалогов в бизнесе и госуслугах. Среди потенциальных пользователей: банки, телеком-компании, контакт-центры, сервисные службы и логистические компании.
- Мы уже сейчас применяем нашу модель, наши решения в Казахстане, в Узбекистане и Кыргызстане. Также у нас идут переговоры с Азербайджаном и Турцией. Мы в целом видим устойчивый интерес к решению и планируем поэтапно расширять использование в других тюркских странах. Для нас в целом важно, что именно казахстанская компания становится разработчиком таких технологий мирового уровня.
По оценкам разработчиков, модель позволит сократить расходы на клиентскую поддержку, обеспечить круглосуточную работу сервисов и сохранить высокую точность распознавания даже при шуме, акцентах и смешении языков, осуществляя высокую точность распознавания в разных сферах — от финтеха до государственных услуг.
Авторы: Ратмир Аубакир, Канат Маханбет.