Касым-Жомарт Токаев дал старт работе второй линии железной дороги Достык - Мойынты, запустив её через телемост. Отметим, это крупнейшая железнодорожная магистраль, построенная за годы независимости. Начинали ее в 2022 году, и обещали завершить в 2027-ом. Сдали с опережением графика. Какое значение имеет для Казахстана этот проект?
Запуск второй линии железной дороги Достык – Мойынты придаст особый импульс развитию транспортно-логистической системы, отметил Касым-Жомарт Токаев во время телемоста. При этом, особую благодарность президент выразил ветеранам, участвовавшим в строительстве дороги «Достык – Алашанькоу». Соединение железнодорожных путей Казахстана и Китая стало историческим событием для нашей страны. Казахстан всесторонне поддерживает глобальный проект «Один пояс, один путь. Яркое тому подтверждение – вторая линия железной дороги Достык – Мойынты. Протяженность ее около 836 километров. Построено более 860 железнодорожных объектов, уложено больше 90 мостов. Линия проходит через Карагандинскую, Абайскую области и Жетысу и имеет прямой выход к Китаю. Главная цель стратегического проекта – увеличить пропускную способность участка в пять раз.
Калтай Самбетов, ветеран железнодорожной отрасли:
- Сегодня Достык – это не просто станция, а важнейшее звено транспортно-логистической отрасли, служащее золотым мостом между Китаем и Европой. Сегодняшний день большая радость для нас всех и достижение. Разрешите дать старт движению?
Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан:
- Благодаря упорному труду наших рабочих, которые почти три года неустанно трудились днем и ночью, обеспечен досрочный запуск железной дороги. Это поистине исторический момент, который стал результатом усердной совместной работы. Новая дорога позволит увеличить объемы грузоперевозок в 5 раз. Будут сокращены сроки доставки экспортных товаров, укрепится транзитный потенциал.
Нуржан Кельбуганов, и.о. председателя Комитета железнодорожного и водного транспорта Министерства транспорта РК:
- Раньше на этом участке был однопутный участок, с маленькой пропускной способностью 12 поездов в сутки. Сегодня завершая этот проект, мы увеличиваем пропускную способность данного межгосударственного стыка до 50 млн тонн, и самого участка повышаем пропускную способность в 5 раз до 60 поездов в сутки. Станция Достык могла обрабатывать с Китайской народной республикой порядка 16 млн тонн груза, сегодня появилась возможность перерабатывать до 60 млн тонн грузов.
Сейчас через территорию страны проходят 5 железнодорожных коридоров, открывающих путь к крупнейшим торговым рынкам мира. В планах строительство 5 тысяч километров и ремонт 11 тысяч километров железных дорог. В частности, ведутся работы по проектам Бахты — Аягоз, Мойынты — Кызылжар, Алтынколь — Жетыген, а также ремонт порядка трех тысяч километров действующих путей.
- В настоящее время ведется работа по строительству железной дороги Мойынты – Кызылжар. Будут модернизированы участки от станции Кызылжар до порта Актау. Этот маршрут является ключевой частью Транскаспийского международного транспортного маршрута. Все эти меры укрепят связи между Европой и Азией, а также придадут мощный импульс динамичному развитию Трансказахстанского железнодорожного маршрута и Среднего коридора.
- Таким образом 2 тысяч км будут полностью модернизированы. А это у нас выход в порты Актау, в страны Ирана, Ирак, Турция, Страны Евросоюза, с участием таких стран как Азейрбаджан и Грузия. Кроме того, по данному маршруту будут уходить грузы и на Россию доходы от транзитных перевозок дадут возможность развивать внутренние перевозки, так как транзитные они в 5-6 раз выше, чем внутренние. А также даст возможность развития пассажирских перевозок, т.е. имеет большое значение для всех видов перевозок.
Если в прошлом году обмен с Китаем был на уровне 33 тонн грузов, в этом году план перевозок составляет 35 млн тонн. Ежегодно он будет только увеличиваться. Наращивание транзитного потенциала Казахстана остается одним из главных приоритетов. Однако предстоит еще большая работа, поэтому крайне важно своевременное выполнять все намеченные планы, резюмировал Глава государства.
Автор: Роза Сатканова.