Более четырёх тысяч казахстанцев живут сегодня в ожидании донорского органа. Для них это единственный шанс вернуться к полноценной жизни. Поэтому сейчас в стране развивают посмертное донорство.
40- летний житель Семея Алексей Воронцов с детства болеет хроническим гломерулонефритом. В 2023 году мужчина экстренно поступил в реанимацию с критическими показателями. Тогда врачи впервые подключили его к аппарату искусственной почки. И с тех пор Алексей проходит гемодиализ три раза в неделю. Каждая процедура длится почти четыре часа. Она поддерживает состояние и позволяет жить дальше. Однако полностью заменить работу почек аппарат не может. Поэтому мужчина поддерживает идею посмертного донорства и ожидает пересадку.
Алексей Воронцов, житель г. Семея:
- Если бы я не сталкивался и мои близкие родственники с этим не сталкивались, я был бы против. А так как я столкнулся с этой темой, и если бы кто-то из моих близких родственников столкнулся, я бы конечно был бы за. Может самый первый пошёл бы и написал бы что да. Кто это знает, тот понимает, что это надо.
В Семее работает единственный в Казахстане Почечный центр. Сегодня в отделении гемодиализа наблюдаются больше 300 человек, и с каждым годом их количество растёт. Если три года назад в регионе было 249 диализных пациентов, то сегодня - уже на 60 человек больше.
Венера Оролтаева, заведующая отделением нефрологии Почечного центра г. Семея:
- Филиалы у нас открыты в Аксуате, Аягозе, Урджаре и Кокпекы. Всего у нас имеется 80 диализных аппаратов по всей области. Когда мы берём пациента на диализ, мы сразу обговариваем возможность пройти трансплантацию почки, чтобы не быть зависимым от процедуры гемодиализа всю жизнь. В листе ожидания у нас сейчас находятся в общей сложности 109 человек.
На сегодня в листе ожидания на трансплантацию состоят больше четырёх тысяч казахстанцев. 120 из них – дети. В стране работают семь центров трансплантации, однако количество донорских органов по-прежнему ограничено. Поэтому всё больше внимания специалисты уделяют развитию посмертного донорства.
Галия Алибекова, региональный координатор по трансплантации:
- В данной ситуации смерть – это не конец. Это начало новой жизни. И, возможно, не одного человека. Потому что один посмертный донор может стать спасением для семерых пациентов.
Куттыбек Туменбай, наиб имам Центральной мечети г. Семея:
- Если человек, находясь в здравом уме, даёт согласие на передачу своих органов другим людям, то это считается допустимым. Это – доброе дело. При этом речь не должна идти о репродуктивных органах — ни у живого человека, ни после его смерти.
Посмертное донорство возможно только после того, как консилиум врачей подтвердит смерть головного мозга. Сегодня 130 тысяч казахстанцев подписали электронное согласие на посмертное донорство. Однако окончательное решение остаётся за родственниками погибшего.
Ботакоз Дандыбаева, корреспондент:
- После трансплантации донорский орган может служить годами. В среднем пересаженная почка функционирует по 10-15 лет, печень может работать всю жизнь. При этом пациентам необходимо пожизненно принимать препараты, предотвращающие отторжение органа.
Авторы: Ботакоз Дандыбаева, Медет Омирханов.