«Символы нашей Родины». За кадром. Зарина Мухамедали
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей Статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» сделал акцент на понятии «патриотизм», который начинается с любви к малой родине, к своему аулу, городу, региону. Данное понятие находит широкий отклик в программах Статьи Главы государства «Туған жер» и «Сакральная география Казахстана».
В рамках государственного проекта «Духовные святыни Казахстана»/«Сакральная география Казахстана» на телеканале «Хабар» стартовало реалити-шоу «Символы нашей Родины».
Мы побеседовали с ведущей, автором этого удивительного, увлекательного и познавательного проекта Зариной Мухамедали.
- Зарина, расскажите, пожалуйста, как проходили съемки? Сколько времени они длились? Это был своеобразный тур по стране, и нашим зрителям, думаю, интересно будет узнать интересные факты, легенды, уникальность каждого региона Казахстана.
- Цикл «Символы нашей Родины» - это порядка 20 фильмов продолжительностью 20-30 минут, каждый из них повествует об особенном регионе Казахстана. Ровно год назад стартовала программа «Рухани жаңғыру», в рамках которой проект «Сакральная карта Казахстана» получил мощное дыхание. И за это время мы объездили весь Казахстан. «Символы нашей Родины» - это не просто туристический проект, который ездит по достопримечательностям. На самом деле, мы хотели глубже посмотреть на истоки всех этих объектов. Как они появились? Почему? Какая у них была предтеча?
Много было интереснейших мест, например, Жылаган ата. Этот водопад расположен в Южном Казахстане. Практически его никто не снимал профессионально, потому что туда очень трудно добраться. Мы въехали в горный массив Каратау, там по перевалам около 40 км - это только по прямой, а в перевалах, наверное, все 100 км были, потому что путь очень опасный. Мы этот путь преодолели. Когда спустились, я ни на минуту не пожалела, что мы оказались там.
Сам по себе водопад совершенно неисследованный. Это скалистый массив, с которого начинает бить вода совершенно в разное время. Местный шырақшы (смотритель – примечание автора) говорит, что это от молитв. Если человек молится, то вода приходит. Если нет или с плохими помыслами пришел, то вода не придет. К нам она пришла минут через 15, как мы туда попали. После нас ездил фотограф Евгений Волков, он так воды и не дождался. Там нет какого-то графика прихода струи - она приходит спонтанно, никто не знает, когда это случится. Думаю, что есть геологическое объяснение. Это горный массив, внутри которого карстовые впадины, и есть отверстие, и по мере заполнения, возможно, какой-то камушек закрывает это отверстие. По исследованиям геологов, сама вода содержит серебро, поэтому она лечебная. Может быть, есть урановые отложения, потому что рядом есть рудники.
Все эти места требуют тщательного изучения, мы сейчас ходим по вершкам, у нас есть десяток хорошо исследованных мест, которые вошли в энциклопедии, учебники. Но по большей части, это все требует глубочайшего, очень вдумчивого исследования, не просто графического, а именно культурологического. Как здесь оказались эти легенды? Откуда они возникли? Потому что все эти легенды имеют еще более глубокие корни. Я бы разделила на исламский период, доисламский и очень глубинный период возникновения мифов Евразийского континента, от которого пошли, допустим, тюркские легенды, которые перешли потом в исламские.
- А где вам понравилось больше всего? Что вас поразило больше всего?
На самом деле, нельзя сказать, что вот это нам было интересно, а это - не очень. Казахстан настолько разнообразен, многолик, что невозможно сказать, что Южный Казахстан мне нравится больше, чем Западный, Восточный и Северный. Я думаю, что главная задача всего цикла была показать разнообразный Казахстан, в котором как в котле сплелись в единое совершенно разные традиции, разные исторические события, которые отразились на тех достопримечательностях, ставших сакральными символами региона. Слово «сакральное» имеет очень интересное определение. Оно включает в себя не только религиозное значение, как многие думают.
Сакральным в нашей народной традиции может стать все - любой камень, любое дерево. Раньше для казахов одинокое дерево в степи было уже сакральным. Путники к нему приезжали, привязывали туда ленточки. Вы, наверное, наблюдали такие деревья в степи. Или, допустим, камни ставились определенным образом, пирамидками. Всему, что имеет нечеловеческую духовную природу, придавалось сакральное значение.
- Отдельного разговора заслуживают святые, мистические места Казахстана. Казахский народ, как мы знаем, суеверный. Случалось ли с вами что-то необычное в таких местах? Чего не стоит делать?
- Да, очень много происходило таких событий, сверхъестественных в том числе. Можно говорить бесконечно долго. Расскажу о таких случаях, от которых мы физически пострадали. Существует такое понимание, что на святых местах, особенно на таких намоленных, лучше вообще не производить видеосъемку, не запечатлевать это. Аруахи (духи – примечание автора) этого не любят. Есть такое место - огромный некрополь, которому больше тысячи лет. Там встречаются захоронения 8-7-го века доисламского периода. Он находится в Мангистау, это некрополь Шопан ата, очень известное место. Там огромное количество захоронений разных эпох, разных верований. И когда мы его посещали, мы зашли в подземную мечеть Шопан ата.
Я начитанный человек, знаю факты, когда приехала и зашла в эти катакомбы, я, прежде всего, думала о съемках. Видимо, в тот момент концентрация, которая должна быть в каждом человеке, посещающим святое место, улетучилась. Я больше обращала внимание на то, как снять. В какой-то момент когда я перебиралась через пороги, а там очень высокие каменные пороги, я упала, но поднялась и вышла. Думаю, все, наверное, хорошо, и только вечером этого дня я осматривала травму и оказалось, что у меня на ноге отпечаталась рука. Кто-то, какой-то дух, наверное, схватил меня за ногу, и 5 пальцев, ладонь отпечатались на моей ноге. Видимо, кто-то схватил меня за ногу, потянул, и я упала. Это меня не то, что напугало, а заставило думать о том, что все-таки, приезжая на святое место, мы не просто работаем, не просто снимаем, а должны помолиться, погрузиться в эту атмосферу. Мы должны понимать, что для такого тонкого мира, в который мы обращаемся, когда попадаем туда, мы как паломники должны соблюдать определенный свод правил, который мы упускаем из виду, увлеченные съемками.
- А какие еще сложности были в процессе съемок? Все-таки нелегко разъезжать на машине по степи, пустынным землям…
Весь прошлый год мы снимали наши выпуски в разных местах и при разных обстоятельствах. Где-то мы присоединились к крупной экспедиции Казахского национального географического общества, и там было все серьезно. Были палатки, питание в походных условиях, командная работа. Каждый вечер выделялись дежурные - кто-то готовил еду, кто-то следил за лагерем. Были же и собственные трипы, организованные нашей продакшн-студией. Несколько машин, небольшое количество участников. Конечно же, путешествуя на автомобилях, нужно быть уверенным в своем железном коне. Поэтому главный акцент не на нас был, не на нашем самочувствии, а чтобы машина себя хорошо чувствовала - был бензин, вода, вовремя было заменено масло, фильтры. Потому что тот же Аральский регион очень тяжел для путешествия на автомобиле. Во-первых, там нет дорог, во-вторых, нет бензина вообще.
- Решившись на ту или иную поездку, в первую очередь мы задумываемся о финансовой стороне. Какой должен быть бюджет? Расскажите, пожалуйста, подробнее, чтобы наши телезрители имели хоть небольшое представление по расчетам, тем более скоро отпускной сезон, и лето не за горами.
- Во-первых, нужно понимать, на что вы рассчитываете, когда отправляетесь отдыхать. Путешествие по Казахстану не имеет ничего общего с тюленевым отдыхом. Вы не получите наслаждение для тела, потому что здесь вы получите удовольствие для глаз, для мозга, для ваших экстремальных побуждений. Это не плохо, это очень хорошо. Когда вы отправляетесь в путешествие по Казахстану, вы должны понимать, чего вы хотите.
Туристический Казахстан - это богатейшая платформа для впечатлений. По Казахстану нужно путешествовать, это бюджетно. Если у вас есть автомобиль, вы тратите на его содержание, на бензин. Дороги позволяют путешествовать по стране. У нас хорошая автострада. Есть некоторые места, куда очень трудно добраться, а, может быть, вам туда и не надо. Для тех, кто только начинает, достаточно изведанных маршрутов. Опять же палатки - это не такая уж и большая роскошь. Я думаю, что палатку на одну компанию подобрать можно.
Вам не нужно придумывать какие-то сложные вещи. На самом деле, чтобы путешествовать по родной стране, нужно только желание. Информации много, в интернете можно посмотреть интересные места. Вам нужно зайти на сайт телеканала «Хабар» и посмотреть «Символы нашей Родины». Там понятно будет, куда вам ехать и что там делать.
- А какие лайфхаки можете посоветовать нашим путешественникам? Что нужно брать с собой, отправляясь в тот или иной регион?
- Деньги. Все остальное можно приобрести на месте, повторюсь, при этом деньги не огромные. Там же, в сакральных местах, все идет за символическую плату. То есть ты оставляешь шырақшы те деньги, которые по твоему разумению достаточны. Там нет больших трат. Если у вас страшная аллергия на пыль, на траву, то, конечно, не стоит ехать на дикую природу, потому что вам никто не поможет, врачей нет, или же запасайтесь антигистаминными средствами.
Каждый регион, каждая область в Казахстане ведет огромную работу по популяризации своих маршрутов. При каждом акимате есть свои туристические центры, в которых можно получить исчерпывающую информацию. Для этого не надо ехать в акимат, можно зайти на сайт.
- Не возникало ли недопониманий с местным населением? Какие их особенности можете отметить? Смешные моменты, курьезы...
- Я отмечала не различия, когда путешествовала, а, наоборот, схожие вещи. Паломническая культура очень сильно различается в каждом регионе, но при этом есть очень схожие вещи. Я всегда с удовольствием подмечаю культурологические особенности. Мы единая нация с очень большими глубокими корнями, и мне лично интересно было наблюдать культурологические тенденции, которые тысячелетиями развивались и проходили теми путями, которыми шли караванные пути с юга на запад. И вот эти традиции, которые, казалось бы, зародились на юге, перекочевали в течение сотни лет к Мангистау. Допустим, тот же лексеман в Мангистау который имеет отношение к индам, родом из Южного Казахстана. Он настолько древний, ему много-много тысяч лет. Интересно было наблюдать, как он угнездился в Южном Казахстане, а потом перекочевал к народам Мангыстау. Эта лексема осела там в названии городов, аулов и каких-то областей региона. Когда ты изучаешь легенды, например, о Козы-Корпеш и Баян-Сулу (Восточный Казахстан), и ты видишь аналоги в виде башни Бегим, которая находится в Аральском регионе, становится понятно, что Евразийский континент - это огромная культурная махина, связанная между собой очень тонкими звеньями, которые до сих пор прослеживаются в мифологии, казалось бы, совершенно разных регионов.
- Все это время вы были телевизионным гидом для наших зрителей. Уверена, многие следили и немножко завидовали вам. Что вы можете пожелать им?
- Всем, кто путешествует, желаю быть легкими на подъем! Легко сидеть в офисе и говорить, что я так хочу путешествовать, мне так нравится Казахстан. У нас богатейший Казахстан! У нас два моря, несколько крупных озер, которые входят в 10-ку крупнейших озер мира. На самом деле, к нам туристы стремятся попасть, потому что здесь такое разнообразное сочетание ландшафтов. Например, чтобы туристам посетить горы, степь, пустыню, море, надо путешествовать по всему миру. А в нашем случае достаточно просто приехать в одну единственную страну, к нам. Вы можете запросто поехать на раскопки древних курганов, на Берель, туда проложена прекрасная дорога. Она не займет ни много сил, ни много времени. Берель открыт для посещения.
Там все покрыто саркофагом. Сам могильник, разобранный археологами, можно рассмотреть в деталях. Если вас не впечатляют события 2,5 тыс. лет давности, то можно направиться в Ак-Баур 5 тыс. лет давности, там же, рядом с Усть-Каменогорском. Это древняя обсерватория, которая ничем не хуже знаменитого Стоунхэнджа, расположенного в Англии. Если вам и это неинтересно, то можете поехать на юг Казахстана, там множество паломнических мест раннего периода. Суфии (12-13 вв.) - это в Мангистау, великолепная история, очень много мистических загадок. Если вам интересна история присоединения Казахстана к Российской империи, то, пожалуйста, весь северо-запад, начиная от Петропавловска. Это все огромный пласт истории 16-19 веков. Поездка не займет ни много сил, ни много времени.
Говорят же, любое путешествие начинается с одного маленького шага, поэтому призываю телезрителей отрываться от своих диванов и начинать хотя бы со своей области. Этот проект «Сакральная география Казахстана» должен стать духовным поясом святынь, который будет создавать каркас национальной идентичности. Такова формулировка этой идеи, и она великолепно отражает суть. Насколько бы разными не были эти объекты, их сотни по Казахстану, у всех одна большая миссия - сплотить всех нас, сделать так, чтобы мы осознали, что вот эта огромная территория - наша общая большая история, которую мы должны изучать. Без знания истории у нас не будет будущего. Иначе завтра мы не будем знать, кто мы, откуда, и какие наши корни. Поэтому этот проект очень полезен для нашего государства.
Автор: Таншолпан Кадыралина