Нестандартная угроза. В Маркакольском заповеднике на востоке Казахстана – нашествие бакланов. За год их численность увеличилась втрое. И теперь пернатые конкурируют с рыбаками. И уже наносят ущерб экосистеме. Под вопросом не только сохранение подводного мира уникального озера, но и прибрежных лесов. Как птицы влияют на окружающую природу и почему сотрудники заповедника пока бессильны?
Озеро Маркаколь – самое высокогорное в стране. Это единственное место, где водится редкий вид рыбы – ускуч, который стал символом водоёма. Но сейчас ему грозит опасность, говорят сотрудника заповедника. Они борются с нашествием бакланов. Недавний учёт показал, что их численность стремительно увеличивается.
Ихтиолог Диана Кабдрахманова следит за состоянием подводного мира. И отмечает, что рыбы уже стало меньше. Весной бакланы мешали икромёту - не пропускали ускуча и другие породы к устьям рек, устроив «засаду» на берегу. А за лето и осень пернатые успели съесть ещё тонны рыбы, опередив по улову местных жителей.
Диана Кабдрахманова, ихтиолог:
- У нас заповедная территория, и рыбалка разрешена только для жителей Уранхайки. Лимит, к примеру, в прошлом году был 23 тонны. Сельчане выловили лишь 5 тонн. Это всего 22%. А вот для бакланов лимита нет. Каждая особь ежедневно может съедать по несколько килограммов рыбы.
Поэтому птицы представляют прямую угрозу обитателям водоёма.
Анель Есенбердина, корреспондент:
- Здесь, на озере Маркаколь, каких-то 10 лет назад не было ни одного баклана. Но не зря специалисты их называют птицами-шпионами. Они сначала прилетают, лазутчик проверяет, хватит ли для их стай рыбы в водоёме. И только после этого приглашает собратьев.
И Маркаколь им пришёлся по душе. За этот год их численность выросла в три раза, и достигла трёх тысяч особей. И если не принять срочных мер, то следующей весной ситуация может стать катастрофической. Сюда они вернутся уже с птенцами, говорят сотрудники заповедника.
Балуанбек Болусов, начальник службы охраны Маркакольского природного заповедника:
- Мы пытаемся отпугивать птиц, но это очень сложно. Они уже не реагируют. При этом добраться до них непросто. Свои гнёзда они вьют высоко на верхушках деревьев. Ещё и помёт у них – аммиачный, ядовитый для растений. Там, где они расселились, гибнут и деревья, и кустарники.
При этом отстреливать обитателей заповедника запрещено законом. Поэтому пока лесники бессильны.
Тимур Айкенев, директор Маркакольского государственного природного заповедника:
- Остаётся только одно – чтобы правительство рассмотрело этот вопрос. И нам разрешили отстреливать птиц. Есть же охотсообщества, им бы дали задание. А то, что мы пытаемся отпугивать их шумом и разрушать гнёзда струёй воды из пожарных помп – не даёт эффекта.
Но для отстрела нужно проводить специальные исследования, и подготовить биообоснование. В заповеднике же для этого нет специалистов-орнитологов. Поэтому здесь всё же надеются на помощь государства. Иначе сохранение экосистемы Маркаколя – под вопросом.
Авторы: Анель Есенбердина, Жигер Бабаканов.