В Алматы тоже ищут рецепт от пробок. На этот раз проблему пробок в мегаполисе предлагают решить за счёт вузов и колледжей. Такое предложение поступило от депутатов маслихата: студентов вузов предлагают будить раньше, школьников — пересадить в автобусы, а часть офисных работников — отправить на удалёнку. По замыслу инициаторов, это должно разгрузить дороги в часы пик и даже улучшить воздух в городе.
Для разгрузки дорог в крупнейшем мегаполисе страны строят развязки и расширяют автобусные полосы, однако число автомобилей неуклонно растёт. По данным статистики, за год транспортный поток увеличился от 14 до 35 процентов, а средняя скорость в часы пик не превышает 25 километров в час. По мнению депутата маслихата Дулата Тастекея, пересадка школьников на специальные автобусы могла бы существенно повлиять на ситуацию.
Дулат Тастекей, депутат маслихата г. Алматы:
- Если в один автобус посадить 30 учеников, утром на дорогах станет как минимум на 20 машин меньше. Это заметно разгрузит движение. Для этого необходимо изменить психологию и родителей, и самих детей. Разница очевидна: либо по дороге едут 30 автомобилей, либо один автобус с 30 школьниками. По мне так, арифметика очень простая.
Депутаты также предлагают изменить график занятий в колледжах и университетах. Сейчас во многих учебных заведениях пары проходят в основном до обеда. Если распределить их на целый день, утренние пробки станут меньше. Студенты не спорят с тем, что это могло бы решить проблему.
Егор Проценко, студент:
- По поводу решения темы пробок, считаю, что это вполне логично. Поскольку действительно было заметно, что в тот момент, когда студентов, школьников не было в принципе, пробки были не такие критичные. А с того момента как началась учеба и для студентов и для школьников протиснуться в автобус стало невозможно. Так что я считаю, что вполне логично.
Дастан Алимкожа, студент:
- Если занятия будут начинаться в 10 или хотя бы в 9 часов, это будет удобнее. Потому что у нас много студентов живут на окраинах города. Им неудобно добираться, из-за этого они опаздывают на занятия.
Однако, по словам независимого урбаниста Диаса Маратулы, предлагаемые меры способны дать лишь краткосрочный результат. Без приоритета для общественного транспорта и введения ограничений на использование личных автомобилей проблему пробок решить полностью не удастся.
Диас Маратулы, урбанист:
- Вообще похвально, что с нашими пробками что-то пытаются сделать. Однако самое важное тут, не надо изобретать велосипед. Есть уже методы, которые испробованы в городах, которые помогают действительно решать проблему пробок. И, к сожалению, это никак невозможно с использованием личного транспорта. То есть, в мире нет ни одного города, где смогли бы решить проблему пробок, но при этом все бы продолжали ездить на личном транспорте.
Гафу Уали, корреспондент:
- Отметим, что тема пробок актуальна во всех странах. В мире к таким вопросам подходят по-разному. К примеру, в Китае и Монголии действует система чётных и нечётных автомобильных номеров. В одни дни разрешают выезжать на дороги только машинам с чётными номерами, в другие с нечётными. Это помогает разгрузить дороги и снизить уровень загрязнения воздуха.
Авторы: Гафу Уали, Мухит Кудыкбаев.