В рамках глобального проекта «Один пояс, один путь» глава государства запустил вторую линию железной дороги «Достык – Мойынты». Её протяженность 836 километров. Новый путь позволит увеличить объёмы грузоперевозок в пять раз. Значительно сократится и время доставки экспортных товаров.
Железнодорожную ветку «Достык – Мойынты» построили в рекордные три года. Стоимость проекта - 543 миллиарда тенге. Протяжённость 836 километров, и третья часть пути проходит по области Жетiсу. Реализация проекта обеспечила работой больше трёх тысяч человек. Ну, а с её запуском, постоянные рабочие места обрели 200 жетысусцев.
Диас Байгонысов, главный инженер станции «Достық»:
- Здесь провели полную модернизацию. Появились дополнительные железнодорожные пути и тупики. Впервые в истории страны запущена отечественная микропроцессорная система управления железной дорогой МПС КЗ. Увеличивается и число парков технического, и радиационного контроля. Теперь можно параллельно два состава осмотреть. Применяются цифровые технологии во всех процессах. Это значительно облегчает нашу работу.
Станция «Достық» основана в 1990 году прошлого столетия. По словам ветеранов отрасли, тогда в сутки здесь проходил один состав. Сейчас, с реализацией глобального международного проекта «Один пояс, один путь» число поездов в обе стороны между Казахстаном и Китаем увеличилось в разы.
Аманбай Толеуыш, ветеран–железнодорожник:
- В 1992 году через «Достық» проходило три состава, а спустя десять лет в год грузооборот здесь достиг 24 миллиона тонн. Тогда мы поняли, что у этого международного поста большое будущее.
Фархат Исаев, руководитель отдела таможенного контроля ДГД области Жетiсу:
- Если в 2022 году через станцию «Достық» таможенного поста «Темир жолы» в обе стороны пересекало границу порядка 20 поездов, то на сегодняшний день данный показатель составляет 36. С запуском новой железнодорожной ветки «Достык – Мойынты» данный показатель планируется увеличить до 60 поездов. Также к запуску новой ветки планируется строительство нового ИТК и автоматизированной системы радиационного контроля.
Три года назад объём грузопотока на станции «Достық» в год составил чуть больше 3,5 миллиона тонн. А всего за восемь месяцев этого года через этот международный переход уже перевезено около трёх миллионов тонн. В целом, новая железная дорога обеспечит рост товарооборота в пять раз. Благодаря этому в следующем году удвоится объём транзитных грузов из Китая в Европу, что даст существенный импульс развитию внешней торговли.
Авторы: Гульнар Жантасова, Куаныш Тургенбаев, Айгуль Газизуллина.