В прошлом году контролёры Астаны выявили более 320 тысяч случаев безбилетного проезда. Потери для города исчисляются миллиардами тенге.
Ежедневно общественным транспортом пользуются десятки тысяч астанчан. Однако часть предпочитает не оплачивать проезд. По оценкам специалистов, из-за случаев безбилетного проезда транспортная система столицы теряет до двух с половиной миллиардов тенге ежегодно. Только в прошлом году в автобусах Астаны выявили свыше 500 тысяч безбилетников, из которых к ответственности привлекли 21 600 человек на общую сумму 159 миллионов тенге.
Рашид Рахматулин, директор департамента транспортного контроля CTS:
- Некоторые пассажиры, вот тоже хотел бы отметить, не совсем понимают, каждая оплата, это та же самая зарплата водителей, это обновление подвижного состава, т.е. те же новые маршруты. Пассажиры, тем самым наносят ущерб самим себе. У нас сейчас имеется штраф в размере неуплаты за проезд 2 МРП. Сейчас мы хотим увеличить до 5, сделать. При повторном нарушении в течение года мы хотели, чтобы данный штраф был в размере 10 МРП даже.
День в департаменте транспортного контроля начинается рано утром. На построении у сотрудников проверяют внешний вид и дают задания на день. После инструктажа контролеры выходят на линию. В течение дня они фиксируют нарушителей, проводят профилактические беседы и при необходимости выписывают штрафы.
Алмаз Сарашов, контролёр автобуса:
- Наше утро начинается с проверки внешнего вида. Руководство дает план заданий, выходим на линию, мониторим автобусы по городу. Безбилетники у нас бывают во время час пик самое большее. Сложность нашей работы заключается в урегулировании вопросов с конфликтующими пассажирами.
Юристы подчеркивают: ни севший телефон, ни отсутствие интернета или нехватка денег не освобождают от оплаты проезда. Садясь в автобус, пассажир фактически заключает договор и обязан внести оплату.
Рустем Касымбеков, юрист:
- Пассажир в случае несогласия со своим административным взысканием обязан после вынесения протокола обжаловать в течение 30 дней. При этом приложив все подтверждающие его оплату либо несогласие. Если он оплачивает в течение 7 дней установленного срока, то он будет оплачивать 50 процентов от этой суммы. Если не - полную сумму штрафа.
На фоне роста числа безбилетников, City Transportation Systems внедряют новые технологии: в автобусах устанавливаются камеры видеонаблюдения, тестируются системы аналитик, увиливают работу контролеров. Однако без сознательности самих пассажиров проблему полностью не решить.
Автор: Маратова Жанна