Превратить Казахстан за три года в полноценное цифровое государство. Этой задачей руководствуются парламентарии, принявшие сегодня в первом чтении Цифровой кодекс. Документ регулирует принципы работы цифрового правительства и его платформы, оказания онлайн-услуг. Уже сейчас казахстанцы совершают 100-150 млн электронных покупок в год. Более 1300 госуслуг оказываются в 95 онлайн форматах. До конца текущего года планируется перевести на 100% цифровой формат.
Процесс цифровизации и информатизации – это, прежде всего, рост и создание инфраструктуры: систем, платформ, сервисов. Теперь, когда цифровая «среда обитания» создана, и мы привыкли получать любую услугу буквально не выходя из дома, необходимо упорядочить цифровые гражданские отношения. Ведь появились данные, цифровые следы и сделки, которые сейчас находятся вне правового регулирования. Цифровой кодекс – это единые правила, объединяющие государство, бизнес и граждан в одну экосистему. Иными словами, он превращает разрозненные электронные сервисы и системы в единую цифровую платформу, объясняют депутаты.
Екатерина Смышляева, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Биометрия, базы физически лиц, школьные базы оно позволит защитить – всегда будет в собственности государства, будет защищаться государством это очень важный момент. Мы вводим дополнительные виды аудита. Прежде чем будет вводиться новая система, где есть наши с вами данные, должна будет дополнительную проверку пройти. Если мы выбрали курс на цифровизацию, переход на эту среду должен быть безопасным для нас.
Один из ключевых аспектов кодекса – закрепление цифровых прав граждан, включая право на доступ к своим данным, их конфиденциальность, цифровую идентификацию и право на забвение. Это означает, что каждый человек теперь будет иметь больше контроля над своей личной информацией в интернете. Электронная цифровая подпись сохраняет статус единственной квалифицированной формы подписи, тогда как смс-коды, биометрия и иные формы определяются как облегчённые варианты идентификации, применяемые для действий, не имеющих высокой юридической значимости.
- Есть еще процедура верификации и идентификации личности. Почему у нас сейчас мошенники процветают? Потому что у нас нарушен порядок и ежим идентификации личности. Например, вам приходит SMS, вы подтверждаете какое-то действие SMS, но при этом никто не убедился, что это вы подтверждаете SMS. Вот эти все моменты кодексом решаем. Четко определяем, каким образом для осуществления юридически значимых действий человек должен быть идентифицирован, аутентифицирован, усиляем электронную цифровую подпись.
Однако от тотальной цифровизации депутаты предлагают оградить детей. Например, запретить смартфоны в школах. Асхат Аймагамбетов напомнил, что в Англии, Нидерландах и ведущих казахстанских учебных заведениях уже есть ограничения. И это дало положительный эффект: дети стали больше общаться, а успеваемость выросла. Другой вопрос касается запрета регистрации в соцсетях детей.
Асхат Аймагамбетов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Сегодня дети могут заводить аккаунты в TikTok и Instagram с пяти-шести лет — без согласия родителей и какой-либо верификации. В других странах, например, в Дании и Австралии регистрация разрешена с 15–16 лет, в США, Англии и Ирландии требуется специальное разрешение родителей и обязательная верификация. Мы можем в рамках этого закона предусмотреть подобную норму и у нас.
Дмитрий Мун, вице-министр искусственного интеллекта и цифрового развития РК:
- В целом, позиция министерства заключается в том, что мы наоборот должны правильно учить новое поколение, чтобы использовали телефоны правильно, и ни в коем случае не было рисков отставания, в том числе применения техники, ИИ, интернета при работе.
Иными словами, пока этот вопрос в рамках цифрового кодекса не рассматривается. Впрочем, это лишь первое чтение. Обсуждение законопроекта продолжится на рабочих группах Мажилиса до принятия во втором чтении, с последующим рассмотрением в стенах Сената.
Автор: Роза Сатканова.