Хабар телеарнасы

Безопасность полетов в Казахстане оценили на 82%

Безопасность полетов в Казахстане оценили на 82%. Такую оценку дали эксперты  Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Между прочим, этот показатель на 11,2% выше среднемирового уровня, он составляет 70,8%  и сопоставим с показателями стран Западной Европы. Но, несмотря на это, в Казахстане до конца года создадут спеццентр по расследованию транспортных происшествий. Об этом на неделе в ходе заседания Правительства заявил вице-министр транспорта Талгат Ластаев.

С начала года прошло чуть больше полутора месяцев, а новостные ленты заполонили  заголовки о крушении самолётов и вертолётов. Буквально два дня назад в небе над аэропортом Марана в Аризоне столкнулись два воздушных судна. Два человека погибли. Ранее неудачно приземлились пассажирские самолёты в Канаде и Южной Корее. В Бразилии и США самолёты упали на оживленные городские кварталы. Крушения в Вашингтоне и на Аляске. Трагедия не обошла и нашу страну. В канун нового года вблизи Актау разбился самолёт азербайджанских авиалиний. Такие события заставили задуматься чиновников о состоянии авиации в нашей стране.

Талгат Ластаев, вице-министр транспорта РК:

- После авиакатастрофы возле Актау, Авиационной администрацией проверены основные крупные авиапредприятия. Касательно расследования авиационных происшествий этот параметр входит в число 8 критически важных для оценки безопасности полетов ИКАО и в Казахстане составляет 51%. Среди других показателей он остается самым низким. Но чтобы улучшить ситуацию до конца текущего года планируется создание специализированного центра по расследованию транспортных происшествий, с привлечением высококвалифицированных специалистов с необходимым оборудованием и оснащением.

Сейчас в Казахстане насчитывается 5 авиакомпаний: Air Astana, FlyArystan, Scat Airlines, Южное небо и Qazaq Air. Кроме последней, все они осуществляют, как внутренние, так и международные перелеты. Воздушные судна на постоянной основе проходят техническое обслуживание в  Казахстане и за рубежом. К примеру, в прошлом году в нашей стране из реестра полётов списали 4 воздушных судна: 1 самолёт и 3 вертолёта. Их средний возраст был 45 лет с момента производства.

Аслан Сатжанов, директор департамента лётной годности авиационной администрации Казахстана, главный авиационный инспектор:

- Когда воздушное судно проходит регистрацию воздушного судна, перед тем, как пройти регистрацию воздушного судна, она должна соответствовать сертификату типа, в соответствии которому выдано определенная норма летной годности. В данный момент мы принимаем норму летной годности стран, таких как США, Европейского Союза, Канады, Бразилии и есть у нас и нормы, разработанные во время Советского Союза.

Единственное учебное заведение по подготовки специалистов для отрасли гражданской авиации находится в Алматы. Академии гражданской авиации в этом году исполняется 30 лет. За это время отсюда вышло больше 12 тысяч авиаспециалистов. А 80% выпускников работают в отрасли гражданской авиации Казахстана. Попасть сюда не просто. Профильный предмет по ЕНТ физика и математика нужно сдать минимум на 85 баллов.  Пройти врачебно-летную комиссию по состоянию здоровья и сдать тест на знание английского –  IELTS 5 уровень. К слову, интерес женского пола к авиа профессиям растёт.

Тогжан Суерова, пилот вертолёта, студент Академии гражданской авиации РК:

- Я выбрала вертолет, потому что я хочу помогать людям. Нам нужно спасать людей, в тяжелых и экстренных ситуациях, где никакие самолеты не могут попасть. Потому что в отличие от пилота самолета у нас как бы сама конструкция вертолета, она другая. Поэтому она двигается на вверх, а самолет горизонтально. Поэтому у нас есть возможность, если что-то не так пойдет, сразу упасть. Там снижение давления. Поэтому нам надо быть стрессоустойчивыми, принимать правильные решения за мили секунды.

Перед вылетом каждый самолёт проходит строгий контроль безопасности. Сначала технический персонал осуществляет тщательную проверку внешнего состояния воздушного судна. Потом проверяют технические системы, такие как управление, навигация, связь, гидравлику и противопожарную. Пилоты и бортпроводники делают это внутри, уделяя особое внимание состоянию салона, систем безопасности и оборудования для пассажиров.

Бахтияр Турарбеков, пилот казахстанской авиакомпании:

- После прохождения медконтроля каждый пилот приступает к своим обязанностям, когда командир осматривает внешность самолета, второй пилот осматривает кабину, забивает точки вылета, маршрут, забивает веса самолёта и готовит в целом кабину к вылету. Безопасность нашей казахстанской авиации однозначно на высоком уровне, так как каждый пилот каждые полгода проходит подтверждение квалификации, мы летаем на симуляторах, моделируем  любую внештатную ситуацию начиная от задымления  в кабине, заканчивая отказом двигателя. 

Мохаммед Амра, технический директор казахстанской авиакомпании:

- У нас есть ежедневный график технического обслуживания самолетов. Перед каждым полетом и после каждой посадки инженер должен провести осмотр и подтвердить пригодность и безопасность всех узлов самолета, особенно двигателя, шасси, корпуса и антенн. Это главный момент, который незаметен пассажирам. Внутренний осмотр тоже требует слишком много времени и внимания, чтобы безопасно отправить самолет, и это главное в работе инженеров.

То, что уровень казахстанской авиации растёт, доказывает и то, что в прошлом году Еврокомиссией были полностью сняты все ограничения на полеты по Черному списку для казахстанских авиакомпаний в страны Евросоюза. Кроме того, по приглашению главы государства впервые с официальным визитом Казахстан посетит президент Совета ИКАО Сальваторе Шаккитано. Это будет новым этапом сотрудничества между Казахстаном и международной организации гражданской авиации.

Татьяна Ковалёва, корреспондент:

- Казахстанские авиакомпании ежегодно приобретают 10-15 новых современных самолетов. В настоящее время в авиапарке страны насчитывается 104 воздушных судна. Ожидается, что до конца года поступят еще 14 самолетов, что позволит увеличить количество перевозимых  пассажиров на 15%.

Авторы: Татьяна Ковалёва, Дархан Кунтуов.